Главная стратегия и нынешнего Премьер-министра – это продолжать ждать, ничего не меняя в экономической политике, но обогащаясь во власти, как и все его попередники. Безусловно, для нашего общества – это ошибочная и крайне опасная стратегия.

     Фактически ничего кардинально не поменял А.Яценюк в экономической политике Н.Азарова. По-прежнему доминируют монополизм, коррупция и всё возрастающий теневой сектор украинской экономики. Как и предыдущие, бюджет-2016 будет бюджетом замораживания предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса, он не предполагает развития.     

     При этом, главная стратегия и нынешнего Премьер-министра – это продолжать ждать, ничего не меняя в экономической политике, но обогащаясь во власти, как и все его попередники. Безусловно, для нашего общества – это ошибочная и крайне опасная стратегия. Хотя потенциал Украины очень высокий. Однако наши люди с удивительным терпением продолжают ждать, когда же в государстве появится разумная экономическая политика, которая сможет реализовать этот самый потенциал. Дождутся ли?     

     Вопрос риторический. А пока структурный дисбаланс в украинской экономике, который  можно называть по-разному — несбалансированностью платежных балансов, высоким уровнем долгового плеча и т. д., никуда за последние два года не делся, мы ровно там же, где были в 2014 г., с точки зрения большинства макроэкономических показателей. И государственный долг такой же высокий, безработица такая же высокая, уровни капитальных инвестиций и деловой активности все такие же низкие.     

     Но в чем действительно преуспел Кабмин А.Яценюка, так это в громких заявлениях о своих намерениях не платить по счетам кредиторов. А как эти заявления правительства затем отражаются на отношениях украинских компаний и предприятий с иностранными инвесторами, видимо, меньше всего беспокоит Арсения Петровича. Более того, всё чаще зарубежные коллеги спрашивают у нас, почему ни США, ни кто другой из международных партнеров не согласился дать гарантии по долгу Украины. Дескать, максимум, что мы получили от МВФ – это легализация возможности не платить $3 млрд. России.     

     Понятно, что в такой тяжелой ситуации ключевой вопрос – это бюджет страны, а точнее – кто будет распределять оставшееся в сильно оскудевших закромах. Вот почему у нас такое повышенное внимание к госбюджету-2016 и налоговой реформе. И если в Украине естественный спрос на сырье (уголь, руда и т.д.) или на металл и зерно, например, в сто раз превышает естественный спрос на знания, то макроэкономическая стабилизация будет способствовать ускоренному продвижению лишь в сырьевые страны (деньги-то все равно будут распределяться 100 к 1 – в сырье и в знания).     

     Ничего другого мы не получим. Что делать? Мое предложение, прежде всего, два основных рычага – структуру бюджета и структуру налогов задействовать так, чтобы повернуть Украину к знаниям. Но в это слабо верю. Поэтому мой прогноз следующий. Кабмин и далее будет нам подкидывать инфляционные шоки. Уже в ближайшее время инфляция у нас начнет ускоряться. Где-то до 3 – 3,5 процентных пунктов. Далее инфляционный шок. И это будет зимой не только плодоовощная инфляция, а и еще инфляция цен на услуги. Кабинет министров Арсения Яценюка сам провоцирует неудержимый рост инфляции. Ведь если посмотреть на размеры повышения тарифов на газ, электроэнергию, тепло и воду, то они существенно превышают прогнозные темпы инфляции на этот завершающийся 2015 год, а, как известно, рост цен идет вслед за повышением тарифов на услуги естественных монополий. Почему? Потому что они всепроникающие.     

     Что будет делать НБУ? Экономить золотовалютные резервы? И не будет обращать внимание на Министерство финансов, которое при разработке проекта бюджета на 2016 год учитывало инфляцию на уровне 12%? Откровенно говоря, я очень сомневаюсь в этих цифрах. И мы уже не хотим на это закрывать глаза. Наконец, зачем А.Яценюку, В.Гонтаревой и Н.Яресько городить весь этот огород, чтобы потом невозможно было достигнуть поставленных целей? Ведь этот новый инфляционный шок при их руководстве может остаться существенно дольше.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 263