Президент страны П.Порошенко мог бы остаться в истории подлинным реформатором. Например, реорганизовать существующее министерство экономического развития и торговли в Министерство планирования и развития с получением дополнительных полномочий и функций.

     То, что на прошлой неделе происходило в Верховной Раде Украины – это гигантская драма П.Порошенко и А.Яценюка. Очевидно, что они, как и их предшественники, решили персонифицировать собой украинскую власть. Такое уже было, но в менее сложных и драматичных условиях. И соответственно вызовы, с которыми они уже столкнулись, более масштабные и болезненные. Плюс проблема нынешней власти в отношении рядовых людей в том, что они уже не боятся ее, а их требования для власти не выполнимы из-за финансовых ограничений. И число таких рядовых людей очень быстро будет расти, активно к ним будут присоединяться бюджетники. Как спасать легитимность власти в этих условиях? Это гигантский вопрос, с которым вряд ли справятся действующие народные депутаты.     

     Думаю, уже всем понятно, что простых и легких выходов из того системного кризиса и горячей войны на нашей восточной территории уже нет. Но, что делать? Надеюсь, что уже все, от студента до олигарха, сознают: для Украины сейчас главная задача – это постараться как можно скорее выкарабкаться из того «государственного» устройства, которое в результате последних немногим более двадцати лет получилось. А именно, получилось в результате итогов массовой приватизации под руководством Кучмы, в результате «разброда и шатания» ющенковского периода, в результате циничной абсолютной власти «семьи» Януковича.     

     В итоге получилось у нас государство - корпорация в форме закрытого акционерного общества. Поэтому в руководстве этой структуры неизменно находились и пока находятся только те, кто связаны между собой интересами, лояльностью, бизнес-отношениями. И до сих пор никто, включая два Майдана, не может изменить внутреннее устройство вот этой госкорпорации. Причем, к рядовым людям это практически не имеет никакого отношения, т.к. простые граждане в руководстве этой структуры не участвуют. Поэтому нам нечего удивляться тому, что сегодня мы с вами имеем такой ужасный и ничтожный результат.     

     Это очень важная проблема. Мы, наконец-то, должны перейти от личностей к пониманию глубины и масштаба проблем, например, в экономике Украины. И разобраться в деталях – это наша главная задача. Итак, к примеру, последние решения КМУ в который раз были направлены на ослабление позиций МЭРТ Украины, а о достижении хотя бы уровня баланса с Минфином – и говорить нечего. И как в текущих условиях ведомствам финансово-экономического блока работать скоординировано? Уже давно у нас существует это разделение между Минфином и минэкономразвития. С одной стороны, это хорошо и правильно, с другой, - финансовый блок не имеет непосредственной ответственности за экономический рост. И получается так, что финансовая и бюджетная политика страны, включая доходную и расходную части бюджета, находятся в руках Минфина, а ответственность за темпы и качество экономического развития Украины возложены на минэкономразвития.     

     Это притом, что не так давно и П.Порошенко, и А.Яценюк сами были министрами министерства экономического развития и торговли Украины, отлично знают эти проблемы. Но не решают их. Наоборот, усиливают проблемы новыми решениями еще и НБУ. Судите сами. Сейчас очень важна поддержка малого и среднего бизнеса, в частности, построение более эффективной системы гарантий заимствования и системы рефинансирования для предпринимательского сообщества, за что отвечает МЭРТ. Но как это сделать без Нацбанка? Тем более, что НБУ не понижает, а, наоборот, резко поднимает учетную ставку с 9,5% до 12,5%! Выходит, как и раньше, так и сейчас монетарный регулятор координирует свои действия только с Минфином. И, видимо, нет шансов у НБУ стать независимым административным институтом.

     А ведь Президент и Премьер-министр, как ни кто другой, должны понимать, что сейчас надо прямо и косвенно оказывать поддержку украинской экономике через ожидаемое рынком снижение базовых ставок. Вот теперь перед гражданским обществом Украины стоит главная задача – сформировать на предстоящих выборах полноценную альтернативу, которая бы была персональной политической, военной, социально-экономической и самое главное – морально-нравственной. И затем бороться за приход к власти этой альтернативы. Президент страны мог бы возглавить это альтернативное движение и остаться в истории подлинным реформатором. Например, реорганизовать существующее министерство экономического развития и торговли в Министерство планирования и развития с получением дополнительных полномочий и функций. А также получения статуса Главного экономического министерства (подобно Казначейству Великобритании; Министерству экономики, финансов и промышленности Франции; Министерству развития Турции; Министерству бюджетной стратегии и экономики Казахстана и т. д.).     

     Украина действительно серьезно и быстро меняется. Сейчас идет война на наших восточных территориях. И, конечно, дело в огромных обязательствах правительства. П.Порошенко совместно с А.Яценюком взяли на себя колоссальный вес этой нагрузки, и они обязаны сейчас действовать. Никакие предстоящие выборы в ВРУ с рассказами о том, что мы еще сделаем, что нам кто-то помешал – вся эта повестка закончилась. Надо действовать.

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)    

Просмотров: 611