Реформа ЖКХ – социально зависимая реформа, и это делает ее весьма уязвимой. Поэтому она до сих пор по большому счету остается  заложницей политиков-популистов, именно здесь кроется причина того, что отрасль ЖКХ в Украине – одна из самых отстающих и практически самая «нетронутая» с момента развала Советского Союза.

 

Назревшую жилищно-коммунальную реформу ни в коем случае нельзя рассматривать как экономически абстрактный, институциональный проект, поскольку, в первую очередь, это социально зависимая реформа.

Безусловно, сама модель управления жильем через коммунальные ЖЭКи тупиковая. Поэтому она все же будет модернизироваться параллельно с усовершенствованием управления жилым фондом и приходом  нами, как собственников, к управлению этим фондом. 

Хочу в очередной раз обратить внимание на то, как в процессе модернизации всей отрасли должна, на мой взгляд, трансформироваться и сама философия формирования тарифов.

Коль скоро в тарифе  на тепло две трети занимает газ, а Украина может обеспечить свои предприятия теплокоммунэнерго (а значит, и нас с Вами) прогнозируемой политикой на украинский газ, то и цена на этот газ  должна коррелироваться.  И траектория цены на газ от себестоимости  до мировой цены должна совпадать с траекторией  наших доходов и наших зарплат от  сегодняшних реалий к каким-то, условно говоря, средне-европейским показателям. Сколько времени на это понадобится – пять или десять лет  –  зависит от успешности курса реформ, проводимого очередной властью, очередным правительством. Но параллельно тепловики, зная, что цена на газ неминуемо будет повышаться по плавной траектории, должны заниматься модернизацией и  сокращением потребления газа за счет внедрения систем учета, за счет сокращения потерь в сетях, за счет перехода на альтернативу.

Приблизительно такая же задача должна стоять и перед предприятиями водообеспечения, где процентов 50% себестоимости составляют расходы на электроэнергию для энергонасосов, которые подают воду и где, к сожалению, мы имеем колоссальные потери. В мире, как правило, этот «электрический» процент составляет всего около 15%.  Относительно низкая цена на электроэнергию для водообеспечивающих предприятий тоже должна по плану траектории  выходить и сравниваться с ценой для  промышленных предприятий. Но параллельно эта кривая должна совпадать и с ростом доходов населения, и с модернизацией, и сокращением в потерях воды, проч. Что касается сектора водоснабжения, то с учетом дефицита питьевой воды как в Украине, так и в мире, нужно понимать и то, что цена на исходный продукт (воду) как артезианскую, так из водных источников, будет неминуемо возрастать. Иначе это будет не вода, а суррогат.

Третья группа тарифов – те, которые касаются содержания и обслуживания жилья. В них пока процентов 60-70 занимает заработная плата управленческого персонала. С одной стороны, зарплата дворников и сантехников также должна расти, как  и зарплата наша с вами. Но, с другой стороны, необходимо  оптимизировать структуру управления и более эффективно использовать труд этих работников, Кроме того, необходимо создавать условия, при которых они все-таки будут качественно работать  за наши деньги: будут нас обслуживать, а не диктовать свои  условия.

Вернусь к тому, с чего начал: именно тот факт, что реформа ЖКХ – социально зависимая реформа, сделал ее весьма уязвимой. Поэтому она до сих пор по большому счету остается  заложницей политиков-популистов, именно в этом причина того, что отрасль ЖКХ в Украине – одна из самых отстающих и практически самая «нетронутая» с момента развала Советского Союза. Но дальше оттягивать время некуда. Мы стоим на краю пропасти.

Просмотров: 1065