Что выгодней бизнесу - протекционизм или работа на международных рынках и конкуренция с международными компаниями? Ни для кого не секрет, что экономика развивается волнами. На каждый период спада обязательно приходит период роста, но не всегда это происходит в одних и тех же отраслях экономики либо компаниях. Так происходит и с процессами глобализации: если ранее наблюдалось стремление к международной кооперации, то сейчас все чаще начинают проявляться веяния протекционизма. Украина же находится посередине – с одной стороны стремление к вступлению в международные объединения, с другой стороны - уровень глобализации в Украине на невысоком уровне и насколько активно стоит развивать данный процесс - неясно. Как в этих условиях компаниям формировать конкурентоспособный бизнес также непонятно: стремиться на рынки России, в ЕС, или вообще сконцентрироваться на национальном рынке? На сегодняшний день Украина занимает 44 позицию в рейтинге глобализации мировых экономик из 60 стран. Спорные вопросы в ситуации интеграции вызывают сложности в экономиках отдельных стран ЕС. Здесь как раз встречается конфликт интересов: с одной стороны стремление к евроинтеграции, с другой стороны – ослабление конкурентных позиций производителей страны и ограничения Евросоюза по ведении торговли. Очевидно, что экономики стран должны быть подготовлены к вступлению в ЕС и как ожидать связанные с этим процессом трудности, так и использовать новые возможности. Однако, несмотря на тренд глобализации, 90% руководителей компаний ожидают усиления протекционистских мер в том случае, если мировую экономику накроет вторая волна кризиса. И это закономерно. Ведь тесная взаимосвязь между экономиками стран приводит к неуправляемому расширению локальных кризисов на межнациональные. Так случилось и в прошлый мировой кризис, от которого еще не все пришли в себя. Это стимулирует внедрение если не политики протекционизма, то определенных мер по защите интересов национальных компаний. В зависимости от специфики бизнеса процессы интеграции по-разному влияют на конкурентоспособность той или иной компании. Рассмотрим изначально глобальные компании: для них глобализация - это шанс не только расширения, но и решение вопроса с антимонопольным комитетом, с которым у сильных игроков возникают проблемы. Глобализация дает возможность на каждом из географических рынков занять крупным игрокам свои 10-20% и при этом быть застрахованным от неожиданных колебаний на отдельно взятых рынках. С другой стороны, для малого и среднего бизнеса чаще всего интересно другое: балансирование между выгодными условиями в пределах национальных рынков и «здоровыми» конкурентными условиями в международной торговле. Для кого же выгоден протекционизм? Прежде всего для отраслей экономики, которые являются либо могут являться стратегическими, но не выдерживают международную конкуренцию. Допустим, Украина примет решение реанимировать легкое автомобилестроение, что потребует не только значительных финансовых затрат, но и времени. При условии даже успешной и быстрой оптимизации бизнес-процессов необходимо на первых этапах защитить отечественного производителя, чтобы он смог выйти на приемлемый уровень доходов и достигнуть конкурентоспособности на национальном и желательно международном рынках. А что же малый бизнес? Чтобы крупные компании, как отечественные, так и международные, не «задавили» его политикой демпинга, недоступностью каналов сбыта, масштабными коммуникациями и др. необходима разработка грамотной политики защиты интересов малого бизнеса. Кроме того инновационный бизнес также требует защиты и это понимают во всех странах мира. Не зря в США, Китае и Европе последние 40 лет так активно развиваются технопарки и бизнес-инкубаторы, которые создают льготные условия для малых и средних инновационных компаний. И это только точечные оценки того, как глобализация либо протекционизм может повлиять на бизнес. В зависимости от макроэкономического курса Украины многие компании будут вынуждены пересмотреть свои стратегии и принять решение относительно дальнейшего развития компании. Для кого-то интеграция открывает новые возможности, для кого-то протекционизм – единственный шанс выжить. Но в любом случае каждая из стратегий повлечет за собой изменения и необходимость адаптации к новой конкурентной среде.
Просмотров: 1929