За считанные дни до 1 апреля украинские депутаты и чиновники могут вздохнуть спокойно. Борьба с коррупцией снова прошла стороной. Конституционный суд, в который заранее обратились с представлением 53 народных депутата, «очень своевременно» отменил обязанность государственных людей отчитываться про свои расходы за прошедший год. 

За считанные дни до 1 апреля украинские депутаты и чиновники могут вздохнуть спокойно. Борьба с коррупцией снова прошла стороной. Конституционный суд, в который заранее обратились с представлением 53 народных депутата, «очень своевременно» отменил обязанность государственных людей отчитываться про свои расходы за прошедший год. Не говоря уже о бонусе - насчет отчета за траты своих родственников тоже не стоит беспокоиться.

Можно понять возмущение общественности, когда чиновники и политики на публику говорят проникновенные речи и голосуют за «европейское» антикоррупционное законодательство. А когда доходит до дела, то обращаются в КС и ссылаются на неувязки в тексте, который сами же принимали. А затем, прикрываясь мантиями судей Конституционного суда, превращают самые острые требования закона в фикцию.

Итак, 53 народных депутата, представляющие в основном фракцию Партии регионов, направили в Конституционный суд представление. Нужно сказать, что на самом деле имен героев не знает практически никто, настолько тщательно скрывают любые данные об этих «борцах за права и свободы». Заботясь о соблюдении прав человека, а точнее, его конкретного подвида под названием «депутат народный» и «чиновник государственный», парламентарии попросили КС вынести решение насчет соответствия Конституции двух норм Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» от 7 апреля 2011 года.

Во-первых, депутаты озаботились тем, что антикоррупционный закон содержит запрет для чиновников и депутатов (в широком смысле - для всех лиц, чья деятельность финансируется за счет государственного бюджета) «входить в состав органов управления предприятия либо организации, которая имеет своей целью получение прибыли». Как же так, если тезисно выразить мнение авторов представления, ведь получается нарушение прав депутатов и чиновников?

Второй спорный момент - депутаты посчитали, что обязательство сдавать декларации о расходах за второе полугодие 2011 года является неконституционным. Точнее, обратили внимание суда на неувязку - если весь закон вступил в силу с 1 июля 2011 года, то статья 12 «Финансовый контроль» - только с 1 января 2012-го. А декларации с указанием имущества, доходов и расходов требуется сдавать за период с 1 июля по 31 декабря 2011 года. Как же так, вопрошают проявившие высокое правосознание парламентарии, ведь закон обратной силы не имеет?

Как ни парадоксально, но в первом случае депутаты в чем-то правы. И Конституционный суд пошел им навстречу, частично удовлетворив, а частично отказав нардепам в притязаниях. Дело в том, что участие в органах управления коммерческой компании может быть разным. Одно дело, когда депутат или чиновник принимает участие в управлении на посту директора или генерального директора (хотя народный депутат Константин Жеваго из фракции Блока Юлии Тимошенко в свое время безнаказанно отличился, сделав такой ход). Или, например, входит в состав правления или дирекции компании, если по уставным документам ею управляет коллегиальный орган управления. Здесь КС подтвердил - такое участие нарушает украинское законодательство. Но если народный депутат владеет пакетом акций, он имеет право принимать участие в общем собрании акционеров, которое, как правило, является высшим органом управления. Или другой пример. Украинское государство до сих пор является собственником тысяч предприятий. Где-то государство Украина выступает в качестве единоличного собственника, а где-то владеет различными пакетами акций. К примеру, есть полиграфический комбинат, где государству принадлежит 51% акций. Кто будет представлять интересы государства в ходе общего собрания акционеров? Логично, чтобы это был государственный чиновник. Но антикоррупционный закон перекрыл такую возможность - и здесь Конституционный суд, признав данное положение противоречащим Конституции, принял логичное и оправданное решение.

А вот в том, что касается сроков подачи декларации о расходах, Конституционный суд полностью стал на сторону депутатов. Иначе до 1 апреля все лица, чья деятельность финансируется из государственного бюджета, включая депутатов Верховной Рады, министров, губернаторов, глав районных администраций и даже президента, должны были отчитаться про те свои траты, которые превышают 150 тысяч гривен. И вдогонку - указать в декларации расходы своих родственников и членов семьи, при всей бесполезности такой нормы.

С одной стороны, Конституционный суд мотивирует, что закон, действительно, обратной силы не имеет. А потому нельзя требовать заполнять декларацию задним числом. На самом же деле, закон прямо предусмотрел такую ситуацию. Текст содержит «переходные положения», где черным по белому обозначено, что «данные про расходы предоставляются с дня вступления в силу данного Закона». То есть, статьи 11 и 12, и правда, вводятся в действие с 1 января нынешнего года, однако для декларации с указанием расходов срок должен отсчитываться с 1 июля 2011-го. Вот только, как видим, принимая свое решение, украинский Конституционный суд постарался данную норму «не заметить». Для полноты картины, обозначим, что оппозиция и эксперты давно называют КС «ручным», принимая во внимание комфортные для власти решения, которые он принимает по всем острым вопросам. Начиная с крайне выгодного вердикта об отмене политической реформы 2004 года, датированного осенью 2010-го, который вернул Украине президентско-парламентскую республику, а Януковичу - президентские полномочия периода Леонида Кучмы.

Что означает решение суда в переводе с юридического языка на общечеловеческий? На деле это значит, что в 2012 году все государственные лица Украины более не обязаны отчитываться про свои расходы за прошлый год. То есть, уничтожена даже гипотетическая возможность поймать кого-либо из депутатов или министров на несоответствии: средняя по украинским меркам зарплата - фешенебельная квартира, роскошный загородный дом, «джип» или «лексус». Решение суда, подтвердившего претензии законодателей к тексту ими же принятого закона, означает, что про свои расходы государственные лица обязаны будут отчитываться в следующем году, подавая декларации до 1 апреля 2013-го. То есть, уже после выборов в украинский парламент, где, как мы понимаем, в политической борьбе может использоваться любая зацепка. Впрочем, учитывая крайне отзывчивое поведение Конституционного суда, можно прогнозировать, что к 1 апреля следующего года просветленные ростом правосознания украинские парламентарии найдут в тексте закона еще не одно несоответствие…

Политком

Просмотров: 949