Наша ключевая ошибка заключается в том, что мы в Украине пытаемся решать социально-экономические проблемы исключительно кредитными деньгами и на том уровне, на котором они возникли. Это не верно.

     Всё идет к тому, что уже пересмотренный госбюджет-2015, снова придется подгонять под новые экономические реалии. Думаю, где-то в мае текущего года будет понятно, что и его мы свести не сможем. Даже при этом курсе гривны, который, к сожалению, для бюджета, начал укрепляться.     

     Да, сегодня нас не столько интересуют факты, сколько причины и последствия. Поэтому сегодня ключевой вопрос, чем мы сможем рассчитаться со своими кредиторами? Имуществом, землей или либеральными законами? Ведь в настоящее время мы сильно придавлены последствиями военно-политического и финансово-экономического кризисов. В том числе огромными государственными долгами и девальвацией, инфляцией и безработицей. Слишком многие предприятия и компании продолжают снижать расходы, поскольку сомневаются в том, что рост экономики Украины возобновится.     

     И на таком фоне, как мы хорошо знаем, 12 марта прошел телевизионный отчет по случаю 100 дней Кабмина А.Яценюка. Особенно выступления министров финансово-экономического блока сильно напоминали заседание союза меча и орала. Лейтмотив выступлений – никаких ограничений для рынков и для разгосударствления с последующей приватизацией предприятий не должно быть. Не будет и агрессивного кредитования «точек» роста в реальном секторе экономики. Не будет новых эмиссий под эти задачи. Ничего. Даже собираются к концу текущего года ликвидировать министерство экономического развития и торговли Украины.     

     В этой связи, конечно, следует напомнить, что по данным Минфина на 1 февраля 2015 года государственный долг нашей страны составил 1 триллион 113,5 миллиардов гривен (около 616 миллиардов мы должны международным заемщикам, остальное - долги перед внутренними кредиторами). При этом Верховная Рада увеличила доходы госбюджета-2015 на 22 млрд. гривен до 498,1 млрд. гривен и расходы на 35 млрд. до 563,21 млрд. гривен (правда, не знаю, как чиновники это собираются выполнять).     

     Замечу также, наш суверенный долг в последнее время торгуется на уровне Руанды, Берега Слоновой Кости, Сейшельских островов и т.п. Боюсь, что дальше будет всё меньше заинтересованных лиц связываться с украинским долгом. Как изменить такое отношение к нам? Считаю, прежде всего, не наращивать долговую нагрузку, а экономика страны должна сама начать зарабатывать. И не сокращать Минэкономразвития Украины, а, наоборот, передав ему функции Минфина по формированию доходной части бюджета и контроля над долговым рынком, выстроить на базе МЭРТ единый центр по созданию новой и эффективной финансово-экономической системы, взамен монопольно-олигархической и коррумпированной.     

      Никогда один профессионал, без сильной и интеллектуальной команды, социально-экономические реформы в одиночку не проведет: ни в министерстве, ни в отрасли, ни и в целом в стране. Должна к власти приходить команда единомышленников со своей целостной программой, которая предусматривает построение определенной экономической модели. Обязательно эту  модель должен изучить и поддержать Президент Украины. Если этого нет – ничего не выйдет. И не надейтесь. Сколько подобных примеров мы уже знаем.     

     Вот и сейчас в очередной раз власти нам рассказывают в ходе различных телепередач о необходимости реструктуризации госдолга, рефинансирования и докапитализации за счет налогоплательщиков частных и государственных банков для спасения банковской системы вместо того, чтобы направлять ресурсы на развитие реального сектора экономики Украины. Да, мы к развитию реального сектора еще вернемся, но, к сожалению, значительно позже. И на неизмеримо худших стартовых условиях для проведения структурных реформ.

     И самое главное. Наша ключевая ошибка заключается в том, что мы в Украине пытаемся решать социально-экономические проблемы исключительно кредитными деньгами и на том уровне, на котором они возникли. Это не верно. Любой классный эксперт подтвердит: надо такие системные проблемы решать на другом, более высоком уровне. А для этого нужна новая современная парадигма развития украинской экономики. Иначе нас постоянно будут мучить вопросы, чем мы сможем рассчитаться со своими кредиторами? Имуществом, землей или либеральными законами?

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 283