Современные банки стремятся использовать как можно больше каналов взаимодействия с клиентами, партнерами, каждый из которых требует внедрения отдельных IT-решений. Поэтому очень важно при эффективном управлении банком грамотно синхронизировать IT-разработки и потребности банковского бизнеса.

Во-первых, бизнес-процессы должны быть цельными, то есть выполняться в единых программах или приложениях по всей системе. Во-вторых, эти бизнес-процессы должны контролироваться централизованно. Безусловно, оба эти принципа непосредственно связаны с интеграцией всех эксплуатируемых в банке программ, взаимодействие которых подразумевает наличие единой информационной базы.

При этом степень интеграции зависит от уровня управляемости: можно управлять банком, так сказать, постфактум, то есть в конце рабочего дня получать данные о деятельности банка и на следующее утро устраивать «разбор полетов». Гораздо продуктивнее и цивилизованнее с помощью системы мониторинга в онлайновом режиме отслеживать работу всех подразделений банка и корректировать ее по «горячим следам».

В банке, который развивается и динамично внедряет новые финансовые инструменты и услуги, интеграция бизнеса и информационных систем и технологий означает получение единой версии так называемой «корпоративной правды» для принятия взвешенных управленческих решений. Для этого можно использовать два пути работы с данными — консолидация и федерализация.

И если первый путь может стать основой для построения управленческих систем и составления различных форм отчетности, то федерализация данных — это прежде всего интеграция корпоративной информации, позволяющей объединять данные из различных источников и получать аналитику в режиме реального времени. Помимо повышения эффективности управления банком, менеджмент имеет возможность оперативно и на более высоком качественном уровне реагировать на потребности клиентов, сокращать расходы на осуществление операций, а также упрощать процедуры их выполнения.

В каждом банке существуют два основных вектора, которые формируют корпоративную стратегию. Один — это рыночная ситуация, определяющая, какие продукты, каким клиентам, в каком объеме и в каких конкурентных условиях банк должен предоставлять.

Второй вектор — это корпоративные стандарты. Именно они определяют, чем и как живет банк, каких принципов ведения бизнеса и применяемой модели управления придерживается, какие правила поведения сотрудников и другие формализованные и неформализованные основы деятельности имеет. При этом чем выше степень соответствия корпоративных стандартов рыночной ситуации, тем выше шанс банка уверенно двигаться к достижению поставленных целей. И, безусловно, каждый элемент корпоративной стратегии банка требует IT-поддержки.

Формирование IT-стратегии должно опираться прежде всего на стратегию развития банка, его краткосрочные бизнес-цели, а также учитывать все факторы (политические, макроэкономические и др.), влияющие на изменение банковского рынка, последние тенденции мирового IT-рынка (например, переход к change management — управлению изменениями в организации). После внедрения грамотно построенной стратегии банк получает не только четкое описание бизнеса, понимание того, каким образом технологии и реинжиниринг бизнес-процессов позволяют достичь бизнес-целей. Важно и то, что можно получить детальное описание конкретных компонент IT-инфраструктуры с обоснованием необходимости каждой, план их внедрения и замены, а также приблизительную стоимость каждого решения.

При этом IT-стратегия должна ежегодно сверяться и корректироваться с бизнес-стратегией банка в целом, в которой определены задачи повышения эффективности операций, сроки разработки и внедрения новых продуктов, учтены проекты развития и совершенствования IT-инфраструктуры во всех направлениях бизнеса.

И, безусловно, важным фактором успешной разработки стратегии является вовлечение в этот процесс топ-менеджеров банка, которые должны четко осознавать, что отсутствие или несоответствие стратегии неизбежно проявится или в виде упущенной выгоды, или в потере позиций банка на рынке, а ее наличие позволит успешно реализовать стратегические и тактические задачи.

Теги: it-решения корпоративная стратегия финансовые инструменты интеграция
Просмотров: 115