Завтра 23 июля закончатся первые 100 дней работы Кабмина во главе с В.Гройсманом. Это уже третье после Майдана-2 и 20 в современной истории Украины правительство. Эксперты не поленились и подсчитали, оказалось, что В.Гройсман с министрами за этот период раздали 231 обещание, из которых они выполнили только 21 и провалили 8.

     Завтра 23 июля закончатся первые 100 дней работы Кабинета министров во главе с Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Как известно, это уже третье после Майдана-2 и двадцатое в современной истории нашей страны правительство.

     Эксперты с журналистами не поленились и подсчитали: оказалось, что Владимир Гройсман со своими министрами за этот довольно короткий период раздали украинцам 231 обещание, из которых они выполнили только 21 и провалили 8. Соответственно, в процессе выполнения находятся 202 обещания, а если к ним приплюсовать также и те обязательства, которые перед этим взяли на себя министры Кабмина А.Яценюка (Зубко, Петренко, Аваков, Полторак, Климкин, Розенко, Кириленко, Жданов, Стець), то их общее количество составит 352 обещания, которые ожидают своего выполнения.     

     В свою очередь Фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» провел специальные исследования, которые представил в Киеве на форуме «100 дней правительства: первые оценки и дальнейшие ожидания».  Следует отметить, в этих исследованиях приняли участие 42 эксперта - представители различных общественных организаций, которые и оценивали деятельность Кабмина В.Гройсмана по 10-балльной системе. Так, вот, что в итоге отмечается в этом отчете: «В целом деятельность правительства оценивается на 4,6 балла из 10, при этом работа самого премьера Владимира Гройсмана оценивается несколько выше - на 5,3 балла из 10 возможных». 

     Лично мое мнение – это слишком оптимистическая оценка, если учитывать, как мало получено в достижении положительных результатов, а негатива, грубо говоря, выше крыши. Судите сами, лишь главные штрихи: тарифная политика – провалена, работа с МВФ – провалена, масштабная приватизация – провалена. Напомню, уже через пару недель после назначения, Кабмин В.Гройсмана повысил тарифы на газ для населения до «рыночного» уровня, в результате чего тариф подскочил в два раза - до 6879 гривен за 1000 кубометров.      

     Следовательно, повышение с 1 июля стоимости газа для теплокоммунэнерго повлекло за собой рост в 2 раза цен на отопление и горячую воду. На 30% - 60% в зависимости от региона подорожала холодная вода. С 1 сентября в очередной раз вырастут тарифы на электроэнергию. И всё это повышение тарифов вводится в условиях, когда по данным Госстата, в 1 квартале 2016 года реальные располагаемые доходы населения Украины, определенные с учетом ценового фактора, упали на 14,9%. При этом половина домохозяйств не верит в улучшение ситуации, и только 5,4% населения все-таки надеются, что жить станет легче.     

     Также, к сожалению, пока безуспешно финансово-экономический блок правительства ведет переговоры с Международным валютным фондом относительно третьего транша, а вообще до конца 2016 года Кабмин надеется получить целых три транша на общую сумму 4,3 млрд. долларов США. Но что особенно здесь беспокоит, так это то, что сроки выдачи Украине кредита МВФ лишь за последние два месяца трижды переносились. Минфин вначале заявлял, что урегулирует этот вопрос в июне, затем в июле. На носу уже август. Однако, как стало известно, до 29 июля в повестку дня своих заседаний руководство Фонда вообще не включило украинский вопрос. И вот теперь министр финансов А.Данилюк нам сообщил, что Международный валютный фонд примет решение о выделении Украине третьего транша в августе, т.е. после возвращения руководства МВФ из отпусков. Выходит, в лучшем случае третий транш, правда, непонятно в каком объеме сможет зайти в Украину только в сентябре.     

     Ну, и, пожалуй, лишь ленивый не говорил или не писал о том, как недавно был сорван конкурс по приватизации Одесского припортового завода. А ведь за счет его продажи Кабмин В.Гройсмана планировал получить 17 миллиардов гривен поступлений в государственный бюджет. В Фонде госимущества, конечно, этот провал объяснили дежурной формулировкой, дескать, конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок. И пообещали осенью со сниженной стартовой ценой повторно выставить ОПЗ на продажу.   Однако, те иностранные инвесторы, которые хотели бы в Украине участвовать в покупке активов, выставляемых на приватизацию, не могут не видеть, какими громкими скандалами и огромными проблемами сопровождается этот процесс у нас в стране.

     И, конечно же, по-прежнему не решены набившие всем оскомину налоговые проблемы. В частности, совсем недавно с заявлением выступила Федерация работодателей Украины, обвинив в противоправных действиях руководство Государственной фискальной службы, мол, налогоплательщики недополучили возмещение НДС на сумму почти в 6 млрд. гривен. Или Кабмин сознательно не хочет решать наиболее актуальные и острые проблемы в фискальной сфере, сохраняя непрозрачные схемы и на своих должностях - коррумпированных чиновников?!     

     По-моему, уже всем понятно, что нынешнее драматическое время требует крутого разворота украинской экономики. Но вспоминая лихие 90-е, невольно задумываюсь, а возможно ли проводить экономические реформы, не создавая болезненные ощущения для наших людей? Ведь очень трудно выбить из нас те стереотипы, что все ранее проводимые реформы чаще всего сопровождались огромными проблемами на уровне конкретной семьи, конкретного человека. Неужели, это наша неизбежность?     

     Думаю, как и в предыдущие годы никто и в нынешнем составе правительства четко и по пунктам не знает и даже не предполагает, какова наша стратегия выхода из этого системного кризиса. Более того, если уж начистоту, то Греция уже показала всему миру – что долговая дыра делает со страной. А опасаясь развития Украины по греческому сценарию, что будем делать? Дальше девальвировать гривну, подстегивая экспорт, или укреплять гривну, борясь с и без того уже высокой инфляцией? Да и без денежной закачки и увеличения налоговой нагрузки вряд ли Кабмину В.Гройсмана удастся решить наши социально-экономические проблемы.     

     И это притом, что все мы понимаем, куда ни кинь, всюду риск социальных волнений. Плюс скептики постоянно нам напоминают о приближающейся финансово-экономической пропасти.  Особенно те, кто возвращается в Киев из регионов, утверждая, что, действительно, там есть чего опасаться. Не хотел этого писать, но не получается. Что в итоге рядовые граждане получили? А то, что наглые и слабообразованные политики, если не сказать малограмотные, вместе с выброшенными из своих стран отставными иностранцами фактически добили производящую экономику и разрушили социальную защиту украинцев.     

     О чем говорить, если уже по бросовой стартовой цене ни один инвестор не решился на покупку уникального Одесского припортового завода?! И теперь даже в среднесрочной перспективе вряд ли удастся выправить грубые ошибки и просчеты этих министров. Чего дальше ожидать? Есть два варианта: первый, если общественные объединения с олигархами (имеющими чувство самосохранения) не поднимут на верхние ступени власти опытных украинских технократов, имеющих собственные конкретные программы спасения наших рынков и экономики в целом с предоставлением им полной свободы действий, то остается второй – молиться за сохранение независимого государства.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины        

Просмотров: 374