Деньги есть мера всех вещей. Так ли это ?

 Тезис древнегреческого философа Протагора в IV веке до н.э. "Человек есть мера всех вещей" провозглашал гуманистический период в истории философского движения, где человек являлся центральной фигурой общественного внимания. В наше время, живя в эпоху злокачественного капитализма, можно с полной уверенность утверждать, что деньги стали той "мерой ценностей", в результате которой происходит вытеснение духовных, моральных, этических норм человеческого бытия. В современном обществе закрепилось мнение, что то, что нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги. Каждый индивидуум, живя в нашем обществе, самостоятельно определяет, что является истиной.  Для кого-то же истина есть лишь способ зарабатывания денег. Но все ли измеряется в нашем современном материальном мире деньгами и почему к деньгам люди относятся неоднозначно? Что получается, если человек гонится за деньгами - он сумасшедший, если он управляет деньгами - он капиталист, если он тратит их - он прожигает жизнь, если он не пытается заработать их, то ему не хватает честолюбия, если он получает их не работая - он паразит, а если накапливает их, после целой жизни упорного труда, люди называют его глупцом, который так и ничего не получил от жизни. Помимо критического отношения к деньгам, общество   наложило и определенное табу на обсуждение их происхождения. Считается дурным тоном задавать такие вопросы: сколько ты зарабатываешь, сколько у тебя денег, где хранятся твои деньги и т.д. Табу в обществе возникает особенно там, где есть большой соблазн и искушение приобрести то, чем ты не владеешь. Таким образом,  деньги вызывают у людей мощный всплеск эмоций и амбивалентность чувств. С одной стороны, деньги могут дать нам ощущение тепла, сытости, гордости, привлекательности, уверенности, защищенности, свободы, ощущение власти и даже бессмертия. С другой стороны, отсутствие денег может вызвать противоречивые чувства, такие, как голод, холод, опустошенность, уязвимость, приниженность, неполноценность, тревогу, зависть, гнев и даже ощущение смерти. Итак, деньги, в коллективном бессознательном ассоциируются с добром -злом, счастьем - несчастьем, победой - поражением, уверенностью - беспомощностью и т.д. Основоположник психоанализа З.Фрейд открыл символическое значение денег, утверждая, что "везде, где был или остается господствующим архаический способ мышления - в древних культах, мифах, сказках, суевериях, в бессознательном мышлении, в сновидениях и неврозе,  деньги состоят в самых интимных отношениях с нечистотами". Потребность в деньгах, является самым  актуальным  коллективным неврозом, который сопровождается такими симптомами, как страх и тревога. Подобно всем невротическим процессам, денежный невроз  включает в себя психический конфликт, который может быть напрямую связан с неадекватным, иррациональным поведением. Бытует иллюзия, что за деньги можно приобрести  такие вещи, как любовь, власть, свободу, самоуважение и душевный покой. Подобные иллюзии указывают на возможные последствия преувеличенной зависимости от материальных благ. Индивид пытается инвестировать денежный капитал в чувство собственного достоинства. Если человек страдает от низкой самооценки, то материальный блага оказываются для него незыблемой ценностью. Однако, стоит ему только лишиться материальных благ, как он понимает, что потерял все. В психологическом контексте это объясняется тем, что индивид не способен давать себе, как субъекту, удовлетворительную оценку, потому что его чувство собственного достоинства напрямую зависит от размера капитала, поскольку  имущество для него символизирует истинные ценности: чувство уверенности, защищенности и безопасности, которые являются базовыми принципами  человеческого бытия. Незрелая психологическая личность измеряет свою ценность размером своего имущества, в том случае, когда будучи ребенком, он испытывал дефицит положительных эмоций, любви, нежности и одобрения со стороны значимых родительских фигур. Такая личность в дальнейшем будет стремиться декомпенсировать душевную пустоту суррогатным замещением счастья - деньгами, для того, чтобы добиться от окружающих взаимной любви и уважения. Но деньги не есть инструмент инфантильного желания. Ведь младенец не знает, что такое деньги, его взаимоотношения с матерью основаны на эмоциональной взаимной привязанности. Материнский "холдинг" дает ребенку ощущение максимально приближенное к счастью. Вот почему  деньги, как замещение материнской фигуры создают иллюзию счастья. Деньги способны создавать иллюзию власти, как средство достижения господства и контроля, именно той власти, которой не владеет ребенок. Стремление к власти можно рассматривать в контексте психического регресса к инфантильным фантазиям о всемогуществе. Охотники за властью чаще всего испытывали в детстве чувства неудовлетворенности, угнетенности и беспомощности. Также, для многих людей существует предубеждение, что любовь можно купить за деньги. Деньги используются как инструмент  в достижении любви, верности, уважения, а подарки - как доказательство любви и заботы, но как показывает психоаналитическая практика, все это - защитный механизм против настоящей эмоциональной привязанности, которая является лишь единственным средством  в достижении любви. Свобода - это то, что больше всего приписывают деньгам. В основе стремления к свободе лежит страх инфантильной зависимости, и, чем сильнее этот страх, тем больше стремление к независимости. Деньги являются средством преодоления страха зависимости, избегая одну зависимость, человек неосознанно попадает в другую зависимость, от самих денег. И в тоже время, люди, отвергающие материальные ценности и деньги предпочитают занимать пассивную, инфантильную позицию зависимости, перекладывая всю ответственность на значимых других. Таким образом, деньги, как инструмент в достижении власти, любви и свободы,  являются компромиссным  образованием между принципом реальности и принципом удовольствия доэдипальных инфантильных желаний индивидуума. Да, можно согласится,  что деньги доставляют чувства удовольствия, но, однако, не делают человека счастливым, а счастье , в свою очередь, это интерпретация...

Просмотров: 1453