Скоро, на волне миграционного кризиса, мир ожидает пересмотр глобальных соглашений о трудовой миграции, и это может серьезно ударить по странам СНГ и Украины в частности.

В 2015 году, число международных мигрантов официально достигло 243,7 млн. человек. Большая их часть (почти 50%) сосредоточена в странах Европы и Северной Америки. Таким образом, можно говорить, что трудовая миграция вполне может считаться глобальной международной проблемой, которой подвержены абсолютно все страны мира – каждый шестой работник стран с высоким уровнем дохода является трудовым мигрантом.

Украина – одна из стран с наибольшим уровнем трудовой миграции. Так, еще в первой половине 2014 года, до экономического кризиса, насчитывалось 38,8 тыс. граждан Украины, работающих за рубежом временно и 2,1 млн. украинцев, работающих за рубежом перманентно. К началу 2016 года, этот показатель вырос до 3,2 перманентных трудовых мигрантов, а количество временных и нелегальных трудовых мигрантов до сих пор никто не подсчитал. Впрочем, еще в 2013 году, украинская трудовая диаспора была признана самой большой в Европе. Думаю, сегодня ситуация только усугубилась.

Следует также сказать, что Украина сегодня серьезно зависит от переводов, которые поступают от трудовых мигрантов их родственникам в Украину. Объем перечислений в государственную казну в виде налоговых сборов составляет 6 % всего ВВП страны! И это несмотря на замедление темпов роста денежных переводов, длящееся с 2012 года. В связи с падением цен на нефть в 2015 году, это замедление серьезно усилилось. Глобальные денежные переводы сократились на 1,7%, а в таких странах, как Украина или Таджикистан, это падение достигло 20%. Впрочем, по статистике, в 2015 году, Украина получила 6 млрд. долларов денежных переводов, из которых, естественно, в государственную казну пошла лишь малая их часть. По СНГ – второй результат после России. Но, будь РФ наших размеров, мы существенно их превзошли, ведь в РФ поступило всего 7,1 млрд. долларов:

«В ответ на большой приток мигрантов и беженцев через южные внешние границы ЕС, Европейская комиссия опубликовала европейскую повестку дня в области миграции. В ней перечислены кратко- и долгосрочные задачи политики иммиграции и убежища. Миграционный кризис продемонстрировал, что институты ЕС не обладают достаточными рычагами и ресурсами, чтобы оперативно решить вопросы, требующие всестороннего и комплексного подхода. Процесс разработки, ревизии и имплементации иммиграционного законодательства выявил всевозможные препятствия на пути достижения значимых результатов. Между тем проблема миграции была признана в Европейском союзе настолько важной, что в 2014 г. в новом составе Комиссии Ж.К. Юнкера была выделена из общего портфеля внутренних дел и юстиции, что свидетельствовало о намерении Евросоюза пытаться ее урегулировать в рамках различных направлений политики ЕС», - говорится в объемной аналитической статье ученых из Центра ИЭСКР.

Это ведет к логическому выводу: скоро, на волне миграционного кризиса, мир ожидает пересмотр глобальных соглашений о трудовой миграции, и это может серьезно ударить по странам СНГ и Украины в частности. Не исключено, что уже в ближайшие несколько лет, количество мигрантов из Украины, несмотря на спрос на дешевую рабочую силу, сократится за счет законодательства Евросоюза и других стран, куда выезжают наши соотечественники в поисках лучшей жизни. В свою очередь, количество нелегальных мигрантов по-прежнему будет оставаться высоким, а это значит, что страна будет получать все меньше поступлений с денежных переводов. Результат вполне очевиден – падение ВВП страны, пусть и не на все 6%, но как минимум процента на 3. И это не та сфера, где Украина сможет диктовать условия или вносить предложения – решения по трудовой миграции полностью обойдут правительство и народ нашей страны стороной. Потому единственное, что мы можем противопоставить возможным изменениям в миграционном законодательстве – повышение жизни в собственной стране за счет улучшения ситуации на рынке труда, либерализации бизнеса и в сфере государственных реформ.

В таком случае, снижение темпов миграции было бы естественным следствием экономического роста Украины и повышения бизнес-активности и инвестиционной привлекательности. Удастся ли правительству добиться этих результатов? Лично я сомневаюсь, но надежда на подобный исход всегда остается.

Просмотров: 297