Общество развивается на основе саморегулирования, а не вследствие деятельности какой-либо силы, которая стоит над обществом. Никто по щелчку пальца строем не пойдет. Только эволюционным путем, шаг за шагом, год за годом.

 

- Александр, Вы – глава общественного совета, недавно созданного при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Расскажите, какие задачи возложены на него, и какие конкретно функции закреплены за председателем?

 

- Наш общественный совет создан в феврале приказом Министра А.М. Близнюка, согласно специальному постановлению Кабинета Министров об  обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики №  996 от 3 ноября 2010 года. Этим постановлением утверждено типовое положение об общественном совете при центральных и местных органах исполнительной власти.

 

Собственно, им же определены и наши задачи: непосредственное участие в разработке и реализации государственной политики в сфере, относящейся к ведомству; контроль деятельности министерства, в том числе и в плане нормативно-правовой документации и регуляторных актов.

 

В частности, общественный совет занимается проведением общественной экспертизы деятельности органа, при котором создается, а также проведением общественной антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых и регуляторных актов.

 

Непосредственно мои задачи, как главы – организация деятельности самого совета, его представление и репрезентация перед третьими лицами – прессой, министерством и т.д.

 

- Означает ли это, что центральная власть серьезно воспринимает украинскую общественность?

 

- Да, безусловно. Создание общественных советов – один из первых шагов программы Президента Украины по развитию гражданского общества в нашей стране, по развитию цивилизованного диалога власти и громады.

 

- То есть, в целом, общественный совет – это гражданский контроль деятельности, в данном случае, Минрегиона?

 

- Общественный контроль, скажем так, который является инструментом общественной оценки выполнения Минрегионом своих задач. Такой контроль может осуществляться как в форме мониторинга (систематического изучения деятельности), так и в форме оценки конечных результатов деятельности. Хотя основная функция совета, как я уже говорил – участие гражданского общества в формировании и реализации государственной политики в определенной отрасли путем проведения консультаций с общественностью, анализа проектов решений и подготовки рекомендаций совета Минрегиону.

 

- Вы упомянули антикоррупционную экспертизу. Каким образом совет намерен ее осуществлять? 

 

- Есть постановление Кабинета министров, полностью прописывающее эту процедуру. Но при этом нужно понимать, что антикоррупционная экспертиза – это не ситуация, при которой сколько-то надзирателей постоянно следят за деятельностью министерства, – нет! Антикоррупционная экспертиза – это, один из инструментов общественного контроля, право общественности на проверку какого-то регуляторного акта на предмет наличия в нем положений, которые содействуют или могут содействовать совершению коррупционных правонарушений, с последующей разработкой рекомендаций по их устранению. Минрегион обязан учесть такие рекомендации перед окончательным принятием акта.

 

- И министерство не может отказать?  

 

- Может, но при этом обязательно должно мотивировать причины отказа. Это и есть контроль.

 

- Вы будете выявлять коррупционную составляющую по какой-то определенной методике?

 

- Нет, все гораздо проще. Если акт, условно говоря, прямой как рельса – то понятно, коррупции в нем нет. Если же документ прописан чересчур виртуозно, витиевато, значит, есть фундамент для возможной коррупции. Например, наличие в проекте акта дискреционных полномочий (возможность по собственному усмотрению определять полностью или частично вид и содержание управленческого решения, возможность выбора одного из нескольких вариантов управленческих решений), дублирование функций и полномочий органов власти, чрезмерное государственное регулирование, бюрократизация административных процедур.

 

- Каденция правления главы общественного совета – два года. У вас уже есть генплан, что вы будете делать в течение этого времени?

 

- Пока есть оперативный план на самое ближайшее время. Дело в том, что мы еще не сформировали структуру совета до конца. На следующем заседании совета мы утвердим регламент работы, организационную структуру совета, перспективный план работы на год и ориентировочный план проведения консультация с общественностью.

 

- Расскажите более подробно о членах общественного совета при Минрегионе. Кто они, откуда, почему им все это интересно?

 

- В составе нашего совета представлена практически вся Украина – общественные организации всеукраинского и местного уровня, профессиональные союзы, организации работодателей имеющие непосредственное отношение к региональному развитию, строительству, ЖКХ.

 

Почему им это интересно? Думаю, прежде всего, потому, что общественный совет – это возможность влиять на формирование и реализацию государственной политики в соответствии со своими уставными целями и задачами. Кроме того, от аккумуляции активных представителей гражданского общества прямо зависит публичная ответственность власти за свои действия.

 

- То есть, реальное значение общественные советы приобрели только сейчас, хотя существовали и при Ющенко?

 

- Да. Несмотря на то, что наличие общественных советов – требование международных организаций и их обязательное создание было предусмотрено еще постановлением Кабинета Министров еще в 2004 году, при Ющенко о них, действительно, мало кто знал.

 

Реальное внимание нам стали уделять после того, как нынешний премьер-министр Азаров подписал в 2010 году вышеупомянутое постановление и существенно расширил возможности общественных советов.

 

- В общем, на сегодняшний день общественные советы смело можно назвать инновацией?

 

- Можно. Это действительно ново. И хотя понимание того, как должно быть, у нас есть, – время  покажет, что получится на практике.

 

- Вы действительно верите, что общественные советы смогут влиять на государственную политику?

 

- Политическая деятельность любого государства осуществляется политическими субъектами трех уровней: неорганизованные вокруг какой-то идеи люди (первичные субъекты политики), гражданское общество (как вторичный субъект) и политическая система – непосредственные субъекты политики. Сегодня в Украине есть первый и третий уровень, но не развит в должной мере второй – гражданское общество. Существуют политические партии, какие-то отдельные проявления, вроде «чернобыльцев» или «афганцев», и все.

 

Общественные советы – это объединения, структурированные по региональному признаку (при администрациях) и линейному (отраслевому) – при министерствах. Они призваны объединять усилия институтов гражданского общества, взаимодействующих в конкретной отрасли или регионе. Безусловно, это пойдет на пользу нашему разношерстному обществу, у которого много мнений и столько же взглядов.

 

Кроме того, общественный совет – это платформа, где можно договориться и придти к власти с единой позицией. В противном случае, если позиций много и они все разные, власть скажет: сначала договоритесь между собой, а потом приходите.

 

- Идеи общественного совета и построения гражданского общества – замечательные, но не получится ли, что люди их не примут, поскольку заняты борьбой за выживание и вообще уже никому не верят?  

 

- Я думаю, этого не случится. Мы проект не потеряем. Эволюция началась, а революция – невозможна. Общество развивается на основе саморегулирования, а не вследствие деятельности какой-либо силы, которая стоит над обществом. Никто по щелчку пальца строем не пойдет. Только эволюционным путем, шаг за шагом, год за годом.

 

Гражданское общество составляет сложную сеть взаимосвязей и взаимозависимостей. Его институты действуют как инструменты осуществления власти либо влияния на нее, защищают интересы общества, формируют и воплощают в жизнь свои идеалы, цели и задачи. И если действительно власть Украины, как центральный элемент политической системы, намерена развивать гражданское общество – оно будет развито.

 

Лера Нежина, специально для журнала «Управление многоквартирным домом»

Просмотров: 1144