Для нас значительно доступнее и лучше в применении будет европейский опыт создания и организации деятельности сберегательных касс. Если есть такой доход, который позволяет получить ипотеку и купить такое жилье, какое хочешь, это замечательно. Однако мы хорошо знаем как тех, кто решил свои проблемы с помощью ипотечного кредитования, так и тех, кто разочаровался и сразу не понял, что ипотека – это в первую голову жесткие обязательства перед финансовым учреждением. Таких заемщиков коммерческих банков, которые недопоняли и недооценили перспективы своей жизни в условиях выплаты ипотечных кредитов, становится всё больше и больше. Только сейчас чиновники спохватились, дескать, упустили-таки многое в финансовом просвещении населения. Уже под стенами КМУ и НБУ, наконец-то, они поняли, что надо воспитывать грамотных людей, которые бы сознавали, что есть не только финансовый способ решения жилищных проблем. Есть еще и такая многочисленная категория наших граждан, которая никогда не будет в состоянии сделать то, что называется приобретением жилья. И вот для них нужно активно внедрять механизм социального найма. Нужны субсидии для того, чтобы помочь им нанимать нормальное жилье, пусть даже не высокого качества и с ограниченными  возможностями. Но до сих пор у нас в стране главный упор во всей стратегии развития Программы «Доступное жилье» сделан именно на строительстве и продаже жилья в собственность. Нет никаких инструментов социальной поддержки ни среднего класса, ни социально незащищенных людей, которые бы могли снимать жилье, ни тем более для беженцев с юго-востока страны. В эти дни эксперты Института развития экономики Украины предлагают народным депутатам рассмотреть возможность организации целевого строительства жилья экономкласса, которое в Германии, Чехословакии, Венгрии и в других странах Европы позволило после окончания II Мировой войны отстроить города, используя сберегательные кассы. При этом важно акцентировать внимание на том, что пока и Кабмин и Верховный Совет Украины взяли за основу, и активно используют только американскую модель ипотечного кредитования. Но наши законодатели и правительство не учли того обстоятельства, что в США эта модель эффективно работает за счет имеющегося мощного и многочисленного среднего класса. А у нас в Украине этот класс лишь формируется, большинство населения даже не может накопить средства на первоначальный взнос. Поэтому для нас значительно доступнее и лучше в применении будет европейский опыт создания и организации деятельности сберегательных касс. Конечно, желательно найти некую «золотую середину». А государству делать всё для того, чтобы не повышалась стоимость квадратного метра жилья за счет манипуляций чиновников с различными разрешительными документами. Также снять со строителей множество надуманных обременений. Исследуя эти аспекты, эксперты Института развития экономики Украины пришли к выводу, что государству необходимо разработать и внедрить в эту сферу экономики базовый принцип – это принцип государственно-частного партнерства. И до тех пор, пока разрешение всех проблем исключительно будет ложиться на плечи бизнесменов, никогда не будет доступного жилья. Аренда, доходные дома, социальное жилье, проще говоря, наем жилья в нынешних  условиях возможен, по утверждению специалистов этого рынка, только  при одном условии – развитии государственно-частного партнерства. Привлечь инвестиции в эту отрасль можно снятием тех же обременений, т.е. государство совместно с бизнесом должны значительно упростить доступ к земле, инфраструктуре и т.д. И все же, социальное жилье или ипотека? Понимая, что социальное жилье и собственность на недвижимость – это совершенно разные вещи. Возможность стать собственником предоставляет ипотека. Поэтому доступность жилья заключается, прежде всего, в различных вариантах решения своих жилищных проблем несколькими способами. К сожалению, сейчас наше законодательство не устроено так, чтобы каждая украинская семья в соответствии со своим уровнем дохода и своими потребностями, могла найти свою нишу на этом рынке недвижимости. Пока же на этом поле акцент делается только в пользу ипотеки. При этом для перехода к коммерческому, социальному найму у нас до сих пор не сложились необходимые экономические условия, т.е. должны быть снижены хотя бы ставки рефинансирования и кредитования. Жилищные проблемы сложные и не однозначные, решать их не просто. Но то, что у нас миллионы добросовестных граждан ждут от государства хоть какого-то внятного ответа, уже только поэтому руководство страны должно все-таки протянуть этим людям руку помощи. Олександр ГОНЧАРОВ, Директор Інституту розвитку економіки України
Просмотров: 893