В последнее время эта тема очень актуальна. Появляется большое количество проектов, которые хотят улучшить и изменить мир. Это похвально.Если бы не одно “но”. Практически все основатели таких проектов считают, что должен прийти дядюшка и большим кошельком и финансировать такую деятельность во благо миру. Часто идеологи проектов, сами мало преуспевшие в собственной жизни, надеются, что реализация проекта прежде всего позволит наладить им собственную жизнь.

В принципе, это нормально. Вопрос только в том, что “личная” тема до поры стыдливо замалчивается. Что происходит? Инициатор красочно расписывает социальный эффект проекта, при этом опытный инвестор сразу видит внутреннее содержание и подмену понятий. Какое уж тут взаимопонимание и сотрудничество. Некоторым все же удается найти доброго “дядюшку”, и тогда вокруг проекта нарастает полно паразитирующих индивидуумов, которые создают видимость работы, тогда как на самом деле никакого прогресса нет. Что автоматически означает отсутствие реального социального эффекта, обозначенного в миссии проекта. Давайте обратимся к истокам. Что такое социальное предпринимательство?“Это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся определенными признаками, одним из которых является самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.” Самоокупаемость здесь основное. Социальный проект - не значит безденежный проект. Это такой же бизнес, только с уклоном в сторону общего блага и решения социально-важной проблемы. В то же время, не любой проект, который не приносит дохода, можно называть социальным.  Например, Twitter - не социальный проект. По опыту бизнес-инкубатора WannaBiz могу сказать, что многие “предприниматели” просто прикрываются словом “социальный”, таким образом, полагая, что это избавит их от любых вопросов по монетизации проекта и бизнес-модели. Я бы настоятельно советовал избегать такой практики. Ведь социальный проект сам себя содержит. А это значит, что у него есть, и даже очень успешная, бизнес-модель. Возможно это славянский менталитет, но многие, чаще не сознательно, считают, что думать о деньгах это плохо. В вопросах бизнеса такие суждения лучше сразу отодвинуть и задаться целью заработать миллион. Если же вы делаете действительно полезное и хорошее дело для социума, то, по крайней мере, должны определить источник питания такого проекта, а не становиться завсегдатаем кружков а-ля “Мы такие бедные, но добрые, дайте нам денег”. А теперь вернемся к вопросу “Должен ли зарабатывать социальный стартап?” А почему нет? Сделать социальный проект самоокупаемым,  это ни в коем случае не значит “обдирать обездоленных”. Очевидно, что для организации социального проекта так же, как и любого другого, необходимы инвестиции. А у вас денег нет. Ваша задача “продать” проект инвестору. Надо четко, кратко и, главное, доказательно показать инвестору его выгоду от участия в вашем проекте. Покажите, что вы уже реально сделали (а сделать вы должны много!), ваш дальнейший вклад. Приведу пример самоокупаемого и саморегулирующегося социального проекта “Добрi речi” (http://www.dobrirechi.org/), ментором которого я являюсь. Проект удовлетворяет две насущные проблемы целевой аудитории (а это миллионы человек!): - избавление от ненужных вещей потребительского качества, - осуществление акта реальной благотворительности с минимальными усилиями, временными и денежными затратами. Все, что надо сделать - это приобрести в супермаркете специальный ярко-желтый герметичный пакет, сложить в него ненужные вещи и оставить возле мусорного бака. Всё! Розничная стоимость пакета (2,0 грн) покрывает все издержки на производство, логистику, ритейл и рекламу. Без рекламы и PR в наше время никак! При этом никаких сборщиков и сортировщиков секонхенда со всеми сопутствующими издержками. Только оптовое производство и розничная продажа пакетов “Добрi речi”. С другой же стороны, миллионы людей, только лишь прогулявшись к мусорному баку, окажут действенную помощь миллионам нуждающихся! Если Вы еще ничего не сделав уже бежите к инвестору, вы не найдете понимание.И это относится не только к социальным проекта. В WannaBiz часто приходят заявки, на стадии голой идеи. В этом случае, наш совет - начните работать: сделайте опрос целевой аудитории, получите отклик рынка. Мы в WannaBiz очень много занимаемся консалтингом и поддерживаем различные инициативы, которые способствуют развитию предпринимательского духа, в частности участвуем в коллегии экспертов и судей чемпионата “Золотого Байта”, организовывали совместно с Geeklist хакатон Hack4Good Odessa, проводим Школу IT-стартаперов и будем рады помочь!

Просмотров: 1317