Кроме прогнозируемого после исчерпания августовских запасов подорожания бензина (далеко не везде на 20 коп.) и не ставших неожиданностью данных Госстата о сократившихся на 8% объемах его реализации, внимание украинских журналистов в начале третьей декады сентября привлекли три заявления. Очередная информационная провокация «Глобалиста», который, ссылаясь на неназванных «аналитиков Авто Консалтинг Украина» сообщил, что «к ноябрю бензин марки А-95 будет стоить около 14 гривен». Резкие высказывания вице-премьера Бориса Колесникова, раскритиковавшего Минфин за «отвратительное администрирование акциза» на нефтепродукты, из-за чего треть топлива завозится в Украину контрабандным путем. И сообщение сразу нескольких информационных агентств о том, что импорт бензина в 2012 г. вырастет на 70%.

Первое из этих заявлений не стоило бы и упоминания, если бы бред анонимного «эксперта» не попал по непонятным причинам в первую десятку новостей поисковой системы Google. А так приходится уточнять, что никакой «так сказать, пропорциональной зависимости» между ценами на нефть и нефтепродукты в Украине не наблюдается. Ни один из прогнозов известных консалтинговых компаний и финансовых структур с мировым именем (в том числе предсказавших рецессию 2008-2009 гг.) не указывает на возможность подорожания сырья к ноябрю «до $140/барр.», как безапелляционно утверждает «Глобалист». Напротив, в соответствии с экономическим прогнозом НТЦ «Психея», к концу нынешнего года цена «черного золота» в Европе, скорее всего, упадет с нынешних $105…110 до $88…93/барр. Коррекция произойдет из-за сокращения спекулятивной и роста политической составляющей в нефтяных котировках, масштабных биржевых ограничений, вводимых донорами ЕС – Германией и Францией, и прекращения информационного ажиотажа вокруг наземной операции НАТО в Ливии. Так что Украине следует ожидать не роста цен на нефтепродукты до 14 грн/л, чем пугает доверчивого обывателя «Глобалист», а их снижения к декабрю до 9,60 грн за литр бензина марки А-95 и 8,90 грн за литр дизельного топлива. Впрочем, это возможно лишь при сохранении курса национальной валюты в пределах 8,00…8,10 грн/$1.

Что до заявления вице-премьера, то если Б. Колесникову известны факты контрабанды 3 млн т бензина и дизеля (именно столько составляет треть топливного рынка страны), почему же он скрывает их от правоохранительных органов. Если же такой информации нет, не следовало бы, наверное, вводить в заблуждение журналистов. Спору нет: администрирование топливного акциза осуществляется из рук вон плохо. Но это вполне ожидаемый итог непродуманной фискальной политики. Еще в №37/2010 «Терминал» предупреждал, что отмена транспортного сбора и включение его в акциз на нефтепродукты не только необоснованно расширит налоговую базу, но сделает невозможным получение средств на ремонт дорог из общей копилки акциза. Именно по указанным причинам похожий законопроект отклонили в 2010-м депутаты российской Госдумы.

Действительно, в прошлом году небольшая лазейка в законодательстве, заботливо оставленная украинскими парламентариями, позволила дочерним предприятиям СП «Тайстра», в частности ДП «Ливела» завезти в Украину 0,41 млн т азербайджанской нефти и 1,14 млн т нефтепродуктов без уплаты налогов и сборов. В результате государственный бюджет недосчитался около 3 млрд грн. Похоже, именно это имел в виду Б. Колесников, говоря о «бандитском пути» реализации топлива. Однако поставки «Ливелой» нефтепродуктов 71 (!) участнику украинского рынка – не контрабанда. Благодаря попустительству народных избранников они были вполне законными. Как, увы, справедливо заметил, выступая в парламенте 9 сентября, глава Минфина Федор Ярошенко: «Ввоз нефти и нефтепродуктов осуществлялся на основании решений судов. Учитывая требования Конституции Украины, оснований для законного установления нанесенных государству убытков от деятельности этой компании нет». Другое дело, что на так возмутившую Б. Колесникова работу «Ливелы» обратили внимание, лишь когда потребовалось доказать «резкое увеличение доли импорта», чтобы обосновать необходимость введения заградительных пошлин на ввозимые в Украину нефтепродукты.

Кстати, уверенность в принятии соответствующего документа в Минэнергоугля была настолько велика, что в Кабмин был предоставлен фантастический баланс нефтепродуктов на 2011 г. В соответствии с ним, в частности, украинские НПЗ должны были нарастить производство бензина с 3,1 до 4,5 млн т, а импортеры – сократить ввоз последнего с 2,1 до 1,0 млн т. Понятно, что без обещанных пошлин посулы переработчиков (кстати, неосуществимые при любом раскладе – см. «Терминал», №4/2011) так и остались на бумаге. Ожидается, что в нынешнем году отечественные заводы выпустят не более 3,0 млн т бензина, тогда как объемы его импорта составят порядка 2,2 млн. Так что «прогнозируемое» Кабмином «увеличение импорта автомобильного бензина на 70%» в 2012 г. в проекте Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2012 год и основных направлений развития на 2013-2014 годы – на самом деле, его сокращение на 23%. А уменьшение «производства собственного бензина в следующем году» на 19% (до 3,6 млн т) – ничем не подкрепленное обещание его роста на 20%.

 

– Молодой человек, вы обещали привести мою дочь домой к двенадцати. Сейчас уже три, и вообще это не моя дочь!