Вот и доигрался Фонд гарантирования вкладов физических лиц– вчера 25 июля в Киеве вкладчики ликвидированных банков перекрыли движение в центре столицы и начали массовую бессрочную акцию протеста у здания Фонда с требованием вернуть им деньги.

    Вот и доигрался Фонд гарантирования вкладов физических лиц– вчера 25 июля в Киеве вкладчики ликвидированных банков перекрыли движение в центре столицы и начали массовую бессрочную акцию протеста у здания Фонда с требованием вернуть им деньги.     

     А ведь второй год подряд я с коллегами бьюсь за то, чтобы на своем заседании Дирекция Фонда приняла решение об отборе финансовых консультантов в соответствии с Положением ФГВФЛ «Про порядок залучення уповноваженою особою Фонду гарантування вкладів фізичних осіб радників, аудиторів, юристів та інших осіб до роботи у процесі здійснення тимчасової адміністрації або ліквідації банку», а также начала внедрять высокие стандарты роботы FDIC (Federal Deposit Insurance Corporation – Федеральной Корпорации по страхованию депозитов США) для организации эффективной – открытой и прозрачной системы продаж активов неплатежеспособных банков. Но, увы, до сих пор наших коррупционеров даже американцы не могут додавить.     

     Хотя следует напомнить, что из-за неэффективных методов работы Фонда гарантирования вкладов за первое полугодие 2016 года общая сумма поступлений в ликвидируемые банки составила всего лишь 3,68 млрд. гривен: 2,29 млрд. гривен получили от погашения кредитов, 1,33 млрд. гривен - от продажи активов и 47,6 млн. гривен - от аренды. И это при том, что за последние два года Национальный банк отправил на ликвидацию почти 80 банков. В свою очередь свои деньги потеряли сотни тысяч физических и юридических лиц.     

     Да, в жирные нулевые годы в Украине начался кредитный бум, но счастье продлилось недолго. В кризисные 2008 – 2009 годах началось резкое торможение экономического роста. Однако население страны продолжало потреблять больше, чем зарабатывать. Причем более половины всех долгов были номинированы в долларах США. Также себя тогда вело и правительство: новые займы шли на обслуживание старых кредитов. Украина всё глубже проваливалась в кредитную трясину. А после недавней рекордной девальвации и затянувшейся АТО на востоке страны, от нашей экономики и вовсе почти отвернулись последние иностранные инвесторы.     

     Сейчас активно продолжается отток капитала и рецессия, народ всё больше разоряется. Прежним и теперешним министрам ничего другого не остаётся, как продолжать попрошайничать у МВФ и других зарубежных кредиторов. Соответственно, внешний долг растет как на дрожжах. При этом интересами вкладчиков никто не занимается, по факту даже те 200 тыс. гривен, которые гарантирует к выплате ФГВФЛ, не всегда выплачиваются, т.к. нет реальной программы по осуществлению выплат для вкладчиков.     

     Соответственно, продолжающиеся протесты вкладчиков неплатежеспособных банков в который уже раз свидетельствуют о чрезвычайно низкой эффективности государственной политики в вопросах регулирования национальной банковской системы. Плюс в последнее время почему-то стали тормозиться процессы продажи активов Фондом гарантирования вкладов. При этом следует заметить, средства на выплаты изымаются из налогов тех же вкладчиков, которые уже и так потеряли свои вклады.  

    Что будет дальше? Сработает ли предпринимательская магия В.Гонтаревой? Или что-то необычайно реформаторское придумает правительство В.Гройсмана? Или кто-то третий из-за рубежа придет и всех научит, как надо действовать?! А с ним, наконец-то, наступит долгожданная стабилизация, удастся Уряду договориться с кредиторами о списании большинства обязательств, и снова вернуть доверие наших граждан к украинскому банковскому сектору.     

     Поэтому, думаю, не надо нашему правительству бояться проводить суверенную реструктуризацию долга. К тому же дефолты – это достаточно распространенная в мире история для различных государств. Грубо говоря, страны с развивающейся экономикой, как Украина, должны делать это часто. Причем, гораздо чаще, чем это происходило за последние 10 лет. И Премьер-министру В.Гройсману надо уже было давно определить способ, как перейти от состояния дефолта к состоянию структурированного долга, когда обязательства урегулированы.     

     Реструктуризации долгов проводят многие страны. И этот процесс рынок не воспринимает каким-то трагичным образом. Например, для американских инвестиционных банков это может быть просто неким переговорным рычагом. Практика показывает, что всегда присутствует желание договориться и с одной и с другой стороны. В конечном счете, для подавляющего числа инвестиционных банкиров – это профессиональная игра.     

     Первый шаг в этом направлении Президент Петр Порошенко уже сделал, подписав Закон о финансовой реструктуризации предприятий-должников, который в июне был принят Верховной Радой. Как отмечают в Национальном банке, этот Закон будет способствовать восстановлению платежеспособности предприятий, сохранению рабочих мест и уплате налогов в бюджет. Правда, он имеет ограниченное действие, т.е. спустя три года потеряет свою силу. И всё же объем работы предстоит огромный. Дело в том, что в данное время общий размер кредиторской задолженности составляет 200 млрд. гривен, что превышает операционную прибыль всех предприятий (за исключением сельского хозяйства и добывающей промышленности) в 20 раз, тогда как должно быть – не более 2-3 раз.     

     Исходя из расчетов министерства финансов, законодательно утвержденный механизм позволит реструктуризировать 25% из общего объема кредиторской задолженности, т.е. около 50 млрд. гривен. Воспользоваться этой возможностью сможет не каждый должник, а только тот, кто находится в критическом финансовом состоянии. Однако под этот критерий сегодня попадают практически все предприятия. Словом, мы вышли на дорогу к дефолту. И этого не надо бояться. Это нормальный и регулируемый процесс. Тем более что, по большому счету, уже нам не помогут ни валютные интервенции, ни контроль над движением валюты. Да и на ослаблении гривны торопятся нажиться некоторые спекулянты, плюс немало продавцов повышают стоимость своих товаров не совсем обоснованно.     

     Лично я также еще предложил бы Кабмину скорее начать переговоры с китайскими политиками и инвесторами для совместных действий по формированию предложений по рекапитализации наших банков азиатскими суверенными фондами (Китай, Сингапур и страны Ближнего Востока). Кстати, на прошлой неделе инвесторы из Китая у нас уже провели целый ряд таких деловых встреч в НБУ и с украинскими предпринимателями. Однако, пожалуй, самым обескураживающим для китайских инвесторов стал тот факт, что в 40-миллионной Украине в центре Европы на ведущей фондовой бирже из индексной корзины торгуются ценные бумаги всего лишь пяти акционерных обществ, прошедших листинг.     

     Всего лишь пяти предприятий! Ужас! Поэтому нет и не будет капитала в нашей экономике. Допускаю, что наши чиновники и не понимают, о чем я веду речь. Но ведь профессиональные инвесторы тоже не понимают, как эти чиновники умудрились у нас разрушить то, что в принципе в рыночной экономике не разрушается. Может быть, с ними для повышения квалификации провести семинары, «круглые столы»? А то ведь иностранные инвесторы будут думать, что в стране все такие «компетентные».      

     И все же в мире много ликвидности. Убежден, кто-нибудь да спасет Украину, согласившись на приемлемые для нас условия реструктуризации долга. И, как утверждает финансовый эксперт и журналист Александр Дубинский, директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин уже вроде бы нашел человека, который заменит его на этой должности. Его может сменить Наталья Соловьева, директор департамента урегулирования неплатежеспособности банков. Будем верить в лучшее.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 361