На прошлой неделе электронные СМИ пестрели броскими заголовками: «В Украине самый дешевый бензин среди европейских стран», «Украина заняла 29 место среди стран Европы и СНГ с самым дорогим бензином», «Украинский бензин – самый дешевый в мире». Поводом для данных публикаций послужил обнародованный Центром экономических исследований «РИА-Аналитика» рейтинг европейских государств по ценам на нефтепродукты, составленный по состоянию на конец сентября нынешнего года. И хотя в подготовленном российскими журналистами перечне из 32 стран Европы, РФ и Казахстана, расположенных в порядке убывания средней розничной цены бензина-аналога А-95, Украина действительно занимает 29-ю строку, это еще ни о чем не говорит.

Гораздо интереснее узнать, как распределяется выручка от реализуемого на заправках топлива. Ведь если расположить государства в порядке снижения цены, «очищенной» от налогов, Украина переместится с 29-й на 19-ю позицию рейтинга. Это означает, что:

– стоимость топлива в нашей стране не столь низка, как представляется на первый взгляд;

– в Украине участники топливного рынка делят между собой 62% розничной цены бензина, тогда как в ЕС – около 40%.

Еще занимательнее сравнить, сколько бензина наш соотечественник может приобрести на одну зарплату. Оказывается, среднестатистический немец может купить 3118 л, американец – 3027, британец – 1371, россиянин – 735, казахстанец – 680, украинец – 265.

Сравнивая абсолютные цены на топливо, эксперты «РИА-Аналитики» справедливо замечают: «Причины сложившегося расположения стран в рейтинге – прежние. Во-первых, различные системы налогообложения с существенно отличающимся уровнем налоговой нагрузки на бензин. Во-вторых – наличие собственной нефти и/или практики регулирования цен на топливо. Причем примечательно, что почти для каждой страны Европы набор факторов ценообразования свой, а наличие залежей нефти иногда совсем не влияет на стоимость бензина в стране».

Действительно, уровень национальных цен на нефтепродукты во всех странах определяется следующими критериями:

– наличие собственных месторождений «черного золота». Если государство экспортирует нефть, то продукты ее переработки могут стоить гораздо дешевле, чем в странах-импортерах. Поэтому в Венесуэле, Иране, Саудовской Аравии и Кувейте цены на бензин много ниже, чем в Эстонии, Молдове, Белоруссии, Монголии или Японии;

– наличие НПЗ. Правда, с этим пунктом не все так однозначно. Например, в РФ и Украине бензин стоит не намного дешевле, чем в большинстве стран Африки. Противники этого критерия сравнивают также цены в Венесуэле и РФ, отличающиеся в 44,5 раза, но такое сопоставление не совсем корректно, поскольку дело здесь не в наличии НПЗ, а в различной внутренней политике;

– уровень конкуренции. Чем больше участников национального рынка, тем, как правило, ниже цены;

– внутренняя политика. В странах, практикующих административный подход к регулированию (Йемен, ОАЭ, Малайзия, Индонезия), распространено искусственное занижение цен благодаря бюджетному субсидированию. Другой путь – компенсация части стоимости топлива за счет доходов от импорта нефти и нефтепродуктов (Венесуэла, Саудовская Аравия, Туркменистан). Похожий подход испробовала в свое время и Украина, периодически «помогавшая» льготными ценами аграриям и ограничивавшая объемы экспортно-импортных операций. Но практика показала, что таким путем невозможно получить долгосрочные положительные результаты. Замораживание цен и административное давление всегда оборачивались возникновением дефицита нефтепродуктов и разбуханием «серого» рынка, а субсидирование перегружало бюджет, делало ненужной любую модернизацию перерабатывающих предприятий и искажало рыночные стимулы производства и потребления.

Бытует мнение, что самый дешевый бензин в мире можно купить в авторитарных государствах. Мол, в Иране, Венесуэле, до недавнего времени в Ливии, других арабских и латиноамериканских странах для снижения недовольства населения власть идет на искусственное удешевление бензина. Но этот вывод достаточно сомнителен, поскольку в Конго, Судане, КНДР и на Кубе режимы не менее жесткие, тогда как цены на два порядка выше.

Что касается стран с рыночной экономикой, то в них за счет высоких налогов, которыми облагается покупка топлива (до 65%), построена эффективная система социальной защиты граждан. К примеру, в нефтедобывающей Норвегии цена на бензин – одна из самых высоких в мире (№1 в рейтинге «РИА-Аналитики»), немногим ниже стоимость топлива в Бельгии, Дании, Италии, Франции, ФРГ.

Структура цены бензина в большинстве стран ЕС выглядит примерно так:

– закупочная цена, определяемая уровнем нефтяных котировок и составляющая примерно четверть розничной цены;

– розничная наценка (около 5%). Интересно, что стоимость топлива на каждой немецкой АЗС изменяется на протяжении всей недели, причем минимум обычно наблюдается в воскресенье поздно вечером. Впрочем, высокий уровень конкуренции вынуждает владельцев заправок снижать цены и в другие дни

– налог на добавленную стоимость (НДС) – 19…21% от суммы покупки;

– сбор на формирование стабилизационного запаса нефтепродуктов (в ФРГ – 0,5 евроцента с каждого реализованного литра топлива);

– энергетический сбор, величина которого определяется видом топлива. К примеру, в Германии налог для сжиженного газа составляет 0,18 евро, тогда как с каждого проданного литра бензина государство получает 0,65, дизеля – 0,47 евро. Показательно, что в Украине новым Налоговым кодексом закреплена зеркальная картина. Благодаря "знатокам" из Минприроды, за использование пропан-бутана должно взиматься 92 грн/т, тогда как экологический налог для неэтилированного бензина установлен в размере 68, а для дизельного топлива – от 30 до 68 грн/т в зависимости от содержания серы;

В приведенной структуре цены (примерно 59% которой приходится на налоги) поражает тот факт, что правительства стран ЕС не могут зарабатывать на росте стоимости топлива, поскольку все сборы взимаются с объемов реализации. А чем дороже нефть, тем меньше топлива буде продано и тем больше потеряет казна. Возникает вопрос: а как же НДС? Казалось бы, чем дороже нефтепродукты, тем больше доход государства. Но это не совсем так, поскольку НДС взимается со всех покупок. Если покупатель потратит в месяц 1000 евро, не важно, что именно он на них приобретет – бензин или же что-то еще: поступления в бюджет от этого не изменятся. То ли дело Украина!

 

У нас всегда было две беды – дураки и дороги. Причем их сумма всегда была постоянной. Лучше дороги – побольше дураков. Меньше дураков – похуже дороги. И все было нормально. И дороги не ахти, но проехать можно, и дураков хватает, но жить не мешают... Но тут какой-то гад взял да и отремонтировал к Евро-2012 все дороги...

Просмотров: 914