19 августа «известный экономист и геополитик Андрей Истевич» подбросил лакомую косточку отечественным СМИ, заявив, что зимой 2011-2012 «цены на бензин в Украине достигнут общемирового максимума, побив тем самым рекорд Британии». Была озвучена и предсказанная нашим калекой (ой, простите, коллегой) стоимость топлива: «Бензин поднимется до 15 гривен за литр, а дизель до 14». Аноним из «Профи-ньюс» даже назвал причину: украинские потребители увидят на заправках даже не 15 и 14, а 17 и 15 грн/л из-за отсутствия импортных пошлин на нефтепродукты. Некие «эксперты Автоконсалтинг» уточнили, что «Украина, как всегда, пошла вразрез мировой тенденции», поскольку «черное золото дешевеет, а топливо неустанно растет в цене». А «известный экономист» поставил эффектную точку: «Факт замораживания цен на бензин и дизельное топливо в Украине из ряда вон выходящий. Почему? Все просто: нефть подешевела, и топливо во всем мире снизилось в цене сразу на 5…10%».

В который раз приходится констатировать: сомнительные новости, непрофессиональные высказывания, заказные публикации, искаженные комментарии в падких на дутые сенсации украинских СМИ способны исказить ситуацию на отечественном топливном рынке до неузнаваемости. Панические вопли некомпетентных «экспертов» и безответственных пероскребов льют тонны воды на мельницы желающих очистить карманы украинских потребителей.

В частности, известному лишь в местной песочнице «экономисту и геополитику Андрею Истевичу» (вероятно, заглянувшему на страничку http://energy.eu/#prices) достаточно было отсортировать цены на бензин в государствах-членах ЕС, чтобы увидеть, что «общемировой максимум» наблюдается не в Британии, а Греции (между которыми еще восемь стран Евросоюза). Да и «топливо во всем мире» отнюдь не подешевело «на 5…10%». Более того, нынешним летом бензин подорожал в 19 государствах-членах ЕС из 27.

Непонятно, на каком основании «эксперты Автоконсалтинг» сделали вывод, что «за минувшую неделю [12-19 августа] цены на А-95 выросли на 11 копеек, А-92 поднялся на 0,07 грн, а дизельное топливо прибавило около 5 копеек». По данным мониторинга НТЦ «Психея», которым охвачено 93% заправок, на протяжении указанного периода перечисленные марки нефтепродуктов, наоборот, подешевели. Даже в Минэнергоугля 19 августа подтвердили: «Средняя цена рынка каждый день понемногу снижается».

Абсурдна попытка «известных экономистов» обосновать обязательность снижения цен на бензин в Украине тем фактом, что стоимость смеси BFOE (Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk) достигла «самого низкого показателя после 15 августа с.г.». Ведь уже 26 августа информационные агентства сообщили: «Индикативная цена условной североморской нефтяной смеси BFOE вчера достигла своего недельного максимума – $109,88/барр. Это ее самый высокий показатель после 18 августа с.г.».

Судя по всему, манипулировать цифрами «эксперты» уже научились, ведь в этом нет ничего сложного. Сравните, к примеру, шесть утверждений: цены на «черное золото» снизились на 10, на 8%, выросли на 7, 23, 39, 43%. Удивительно, но все эти высказывания характеризуют поведение котировок 1–6 мая. Первое – если сравнивать изменение цен за неделю (пятница к пятнице). Второе – за месяц (6 мая с 6 апреля). Третье – это рост усредненных за 30 дней котировок. Четвертое – изменение с начала года (6 мая по сравнению с 1 января). Пятое – соотношение средних за январь-май 2011 и аналогичный период 2010 гг. Наконец, шестое – увеличение за год (6 мая 2011 г. к 6 мая 2010-го). Таким образом, располагая одними и теми же исходными данными, легко доказать и снижение цен на нефть на 10%, и их рост на 43.

Что же касается украинского рынка, то его участникам давно известно: изменение розничных цен происходит, если тот или иной тренд для «черного золота» сохраняется в течение трех-четырех недель. Именно такой промежуток времени необходим, чтобы переработчики получили нефть по новой цене, а операторы распродали свои старые запасы. Увы, после майского обвала европейские котировки (в отличие от американских) все лето колеблются в интервале $105…115/барр.

Спору нет, большинство украинских брендовых сетей действительно имеют довольно существенный потенциал для снижения цен на нефтепродукты. Если, например, пересчитать в розницу цену закупаемого в Европе бензина Prem Unl 10 ppm, то с учетом транспортных и иных расходов, а также 5% маржи, получим 10,25 грн/л, тогда как литр бензина А-95-Евро стоит в среднем 10,88 грн. Но не следует забывать, что трейдеры вынуждены компенсировать убытки, понесенные ими из-за непродуманной политики искусственного сдерживания цен, которую проводило правительство в январе-мае нынешнего года. При этом потери операторов были столь велики, что даже розничные сети группы «Приват» отказались от ценового демпинга, практиковавшегося ими на протяжении двух последних лет. К тому же 1 сентября закончится срок действия сниженных акцизов на нефтепродукты, что прибавит к цене бензина, по меньшей мере, 30 коп.

Впрочем, подорожание топлива может оказаться катастрофическим, если из небытия будет извлечена идея введения заградительных импортных пошлин на нефтепродукты. Аноним из «Профи-ньюс» уже пугает потребителя: «Существует риск полного прекращения поставок топлива. Достаточно вспомнить, к какому дефициту в Украине привела остановка Мозырского НПЗ в мае-июне этого года. С закрытием украинских НПЗ импортеры будут полностью «заказывать музыку» на рынке. Несложно догадаться, каким тогда будет уровень цен».

Во-первых, даже возглавляющий секретариат отраслевой экспертно-аналитической группы Михаил Миндреску признавал: «Украинские НПЗ имеют тенденцию завышать цены. Это неправильная ситуация. Это рынок должен диктовать цены заводам».

Во-вторых, сокращение количества продавцов нефтепродуктов до 2 (двух) «украинских» НПЗ вряд ли уменьшит «риск полного прекращения поставок топлива», которое завозится сегодня из 13 (!) стран, притом что помешать его импорту способны лишь проблемы, искусственно созданные на таможне (как было с бензином и дизелем 1–5 августа и со сжиженным газом на протяжении всего лета).

В-третьих, ни к какому «дефициту» «остановка Мозырского НПЗ» не приводила. Мониторинг НТЦ «Психея» не зафиксировал уменьшения количества розничных предложений более чем на 0,3% за все время ремонта флагмана европейской переработки (который, кстати, лишь сократил на 50% объемы принимаемого сырья). К тому же, идея о «дефиците» была подброшена журналистам пресс-службой ТНК-ВР, а «проблемы с импортом» комментировал «Коммерсанту» не «ОККО-Нефтепродукт», не «Золотой экватор», не другой трейдер, работающий с белорусским топливом, а… председатель правления ПАО «Укртатнафта» Павел Овчаренко. Именно он заметил «перебои с оптовыми поставками белорусских нефтепродуктов». При этом, по странному стечению обстоятельств, именно во время ремонта в Мозыре на рынке практически отсутствовали оптовые предложения кременчугского и лисичанского бензина и дизеля.

В-четвертых, инкогнито из «Профи-ньюс», похоже, не подозревает, как «формировали ценовую ситуацию» украинские заводы до отмены пошлин. Достаточно вспомнить молнию, поразившую «ЛиНОС» накануне сезонного увеличения спроса. Или пересохшую реку, снабжавшую водой технологические установки. Или историю о крановщике, который обрушил стену на лисичанское оборудование, лишив Украину трети нефтепродуктов в кризисном апреле 2005 г.

Аноним из «Профи-ньюс» восклицает: «Национальные производители обеспечивают топливом не только граждан и корпоративных перевозчиков, но и армию, флот, аграрный и космический сектор. Это стратегические направления, которые нельзя подвергать риску». Хотелось бы предложить коллеге поинтересоваться в Минобороны, кто и почему сорвал поставки авиационного керосина войскам ПВО.

Никто не спорит: положение украинских НПЗ катастрофическое. Их отсталость растет, объемы производства падают, а маржа практически нулевая. И в этом нет ничего уникального. Еще в 2009-м мы предупреждали переработчиков, что кризис неминуемо приведет к закрытию неэффективных производств. По данным Bloomberg, в 2009-2011 гг. 14 европейских заводов были выставлены на продажу или остановлены из-за неблагоприятной конъюнктуры. Но владельцы остальных почему-то не бегут жаловаться в Кабмин. Они или оптимизируют производство, или берут кредиты, или меняют руководство. В любой цивилизованной стране никому и в голову не придет, что за повышение эффективности работы того или иного НПЗ должны платить не его акционеры, а потребители нефтепродуктов.

А, может, пероскребам из «Профи-ньюс» и К° подбросили столько деньжат, что они готовы скинуться по гривне бедным российским, британским и прочим олигархам? Тогда флаг им в руки.

 

Кролики думали, что они занимались любовью, а на самом деле их разводили.