На каждом этапе развития экономических отношений существуют компании, которые растут быстрее рынка, вместе с рынком или медленнее рынка.

Такой разный рост приводит и к различным финансовым результатам для собственников и ТОП-менеджеров бизнеса. Исходя из результатов работы бизнеса, собственники и ТОП-менеджеры получают более высокие или низкие доходы, а иногда, если результат отрицательный, несут убытки или не получают свои бонусы и премии. На каждом этапе развития компании имеют планы, или интуитивно руководятся собственниками и менеджерами. Анализ развития бизнеса показывает, что компании, которые имеют утвержденные планы и быстро реагируют на отклонения – работают более успешно. Как правило, компании, имеющие четкую стратегию своего развития, в среднем показываю рост около 40% по отношению к другим участникам рынка. Что же такое стратегия и в чем ее преимущества?

Стратегия бизнеса – это план, который опирается на анализ рыночной среды, доступные ресурсы (инновации, персонал и финансы). Цель стратегического плана заключается в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, путем правильного определения мероприятий и времени для их реализации. Реализация стратегии бизнеса обеспечивает достижение наилучших показателей бизнеса, реализуя стратегию роста (сокращения, сохранения) рыночной доли, контролируемой бизнесом.

Кеничи Омае, один из гуру современного стратегического консалтинга, отмечает, что существует масса компаний, которые добились выдающихся результатов в бизнесе, благодаря превосходным стратегиям при этом, имея существенные ограничения в ресурсах (людях, технологиях и деньгах), что, казалось, не давало ни одного шанса на успех. Ответ данного феномена заключается в том, что такие компании в своей команде обязательно имели Стратега. Он отличался выдающимся талантом, обычно основатель или кто-то из руководителей высшего звена. Часто, особенно в Японии, где нет специализированных школ бизнеса, эти гениальные стратеги не имеют официального образования в области «делового администрирования». Некоторые из них, никогда не посещали никаких курсов, и не прочли ни одной книги о стратегическом планировании, но они интуитивно понимают основные элементы стратегии: «…обладая уникальным стилем мышления; видят динамичное взаимодействие компании, клиентов и конкурентов, и из этого видения кристаллизуется всесторонний набор целей и планов действий…».1 Примерами, подтверждающими данную мысль о роли Стратега в компании, могут послужить успешные стратегии собственников бизнеса, уже ставшие легендами: Стива Джобса (Apple), Соитиро Хонды (Honda), и наемного менеджера Джека Уэлча (GeneralElectricCorp.)

Как быть компании, если выдающегося Стратега нет?
Ответ очевиден, его нужно искать вне компании. Как правило, стратеги такого уровня создают свои бизнесы, или имеют долю в акционерном капитале компании, где  работают.

Отвечая на вызовы современного бизнеса, в 60-х годах прошлого столетия в мире зародилась и динамично развивается индустрия консалтинга. Консультанты, имея хорошее образование, опыт практической работы и экспертизу в анализе проблем и задач бизнеса, способны помочь сделать качественный анализ бизнеса, рынка и конкурентной среды для того, что бы определить лучшую стратегию, опираясь на решения собственников и менеджеров компании, которые будут финансировать и реализовывать утвержденную стратегию.

Например, в аптечной рознице существуют следующие подходы:

1.К форматированию аптечных сетей:

a) По доступу к товару: традиционный - торговля через прилавок, и современный -  «открытая полка»

b) По товарной матрице: традиционная (старый тип советской аптеки), минимаркет, супермаркет

c) Интернет-аптеки

2.К ценовой стратегии:

a) Демпинг

b) Лидер по издержкам

c) Премиальное ценообразование

 Какую стратегию по формату аптечной сети выбрать? Сегодня в Украине, по мнению Игоря Вовкодава, существуют различные стратегии по форматированию аптечных сетей, но лишь несколько компаний сумели определить свою стратегию и четко ее реализуют. «Следует отметить, что часть успешных аптечных сетей определили свои стратегии с помощью привлеченных, независимых консультантов».


Однозначно, собственники и менеджеры смогут самостоятельно разобраться в данной проблематике, но это потребует от них большого отрыва от руководства операционной деятельностью и большей потери времени. Компании на развитых рынках и отечественные лидеры фарминдустрии, понимая, что своих стратегов пока нет, все активнее привлекают «западных консультантов», если есть финансирование, или местных консультантов. Работа консультантов позволяет быстрее и адекватнее оценить ситуации, вызовы, риски, угрозы и определить для себя наиболее приемлемую стратегию из имеющихся бизнес-вариантов.

Не следует пытать иллюзий, что консультанты смогут решить за бизнес все задачи. Это совместная работа консультантов и менеджеров бизнеса. Главная задача консультанта помочь бизнесу найти, уточнить стратегию в условиях рыночной конкуренции. Все мы знаем, что к консультантам, как и к врачам, чаще обращаются не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда плохо, когда своих специалистов по стратегии нет, а нанять высококлассных не позволяет бюджетное ограничение. Задача менеджеров будет заключаться в реализации выработанной и утвержденной стратегии.
Данная статья имеет цель обратить внимание участников рынка на важность стратегического планирования и возможные направления реализации задач по стратегическому планированию. Однозначно, собственникам и менеджерам бизнеса решать, как организовывать работу по разработке или уточнению своей стратегии, но теперь у них есть большее понимание вариантов реализации таких проектов, как собственными силами, путем поиска внутри или поиска вне компаний Стратегов, или привлечения внешних консультантов.


1КеничиОмае, Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски. Пер. с англ.— М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 16 с.

Просмотров: 857