Начиная с марта 2011 года рынок рейтинговых услуг сотрясают грандиозные скандалы, связанные с потерей ООО «Кредит-Рейтинг» статуса уполномоченного рейтингового агентства. В конце мая 2011 года ООО «Кредит-Рейтинг» проиграло апелляционный суд, оспаривая 246-ое решение ГКЦБФР.

Мои ответы на некоторые вопросы, которые позволяют разобраться в том, что именно происходит на рынке рейтинговых услуг в Украине.

Как видим, РА «Кредит-Рейтинг» продолжает работать, не присваивает новые, но подтверждает присвоенные до 15 марта кредитные рейтинги. Как вы оцениваете ситуацию вокруг монополиста и каков возможный исход судебного процесса против ГКЦБФР?

То, что ООО «Кредит-Рейтинг» - компания без статуса уполномоченного агентства, обновляет кредитные рейтинги - незаконно, т.е. в настоящий момент времени «Кредит-Рейтинг» работает за рамками правовой базы. Единственная зацепка, на которую они ссылаются – это разъяснения на Web-сайте ГКЦБФР. Однако данные разъяснения на сайте регулятора противоречат как ЗУ «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», так и Решению самой ГКЦБФР №1042 от 21.05.2007, которыми утверждены правила рейтингования по национальной шкале. Кстати и Госфинуслуг в своем официальном разъяснении ссылается на разъяснения исключительно на Web-сайте ГКЦБФР.

Получается, что регулятор рынка ценных бумаг (ГКЦБФР) нарушил закон? Усматриваете ли вы корыстные мотивы в поведении ГКЦБФР?

Не совсем так. Дело в том, что по украинскому законодательству разъяснения становятся официальными только в том случае, если у субъекта таких разъяснений они есть на официальном бланке регулятора, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица. Насколько нам известно, у ООО «Кредит-Рейтинг» такого документа не было, нет и наверное не будет. Поэтому следует скорее говорить о том, что в ГКЦБФР оказали информационное содействие ООО «Кредит-Рейтинг», помогли им создать иллюзию для участников рынка, что рейтинги этого агентства еще какое-то время легитимны. В этих действиях я бы не усматривал элементов коррупции.

Во-первых, наш рынок рейтинговых услуг относится к разряду микро-рынков. В лучшие годы рейтинговый монополист собирал выручку в 20-30 млн грн, после демонополизации рынка мы сбили цены и емкость рынка снизилась в 1,5-2 раза. Кроме того, три уполномоченных агентства оттянули на себя часть рынка. Ключевые клиенты в банковском и страховом секторе переходят от ООО «Кредит-Рейтинг» к нам и в другие уполномоченные агентства. Поэтому, грубо говоря, коррумпировать там уже не из чего.

Во-вторых, нам ясны мотивы регулятора. Он преследовал цель не вводить эмитентов и финансовые учреждения в дополнительные расходы, и ни в коем случае не создавать вокруг рейтингов ажиотажного спроса. Так как тогда бы ГКЦБФР уже могли обвинить в подигрывании нам, НРА «Рюрик» и «IBI-рейтинг». Вот почему действия регулятора можно назвать адекватными, но все же они выходят за рамки существующего правового поля.

Каково же будущее развитие ситуации, Вы будете подавать с суд на ГКЦБФР или видите иные сценарии разрешения этого вопроса?

Вот уж чего не будет делать РА «Эксперт-Рейтинг», так это подавать в суд на ГКЦБФР в этой ситуации. Первое, мы не слишком зависим от сегмента рынка обязательных рейтингов, у нас примерно 70% доходов формируется вне этого сегмента, даже после получения статуса. Второе, насколько мне известно, сейчас дирекции уполномоченных агентств уже ведут переговоры с регулятором и некоторые общие позиции найдены, а поскольку закон на нашей стороне, то долго такой как сейчас ситуация оставаться не сможет.

Будущее этого рынка нам ясно уже сегодня. ГКЦБФР дала достаточно времени ООО «Кредит-Рейтинг» на устранение нарушений. ООО «Кредит-Рейтинг» оспаривал решение ГКЦБФР №246 от 15.03.2011, которым отзывался статус. Суд первой инстанции и даже апелляционный суд ООО «Кредит-Рейтинг» проиграл. У меня есть очень большие сомнения, что суд последней инстанции это агентство сможет выиграть. Поэтому выход у них один – прохождение нового конкурса. Пусть подают заявку на новый конкурс, и если ГКЦБФР устроит их структура бенефициаров, и они смогут выполнить условия конкурса, то будет им статус. В нынешней ситуации восстановление ними статуса просто невозможно, так как нарушения, которые выявлены специальной Комиссией Олега Мозгового, и те которые видим мы, уж слишком серьезны.

И все же, что будет с разрешением на обновление рейтингов? И какие нарушения допустил «Кредит-Рейтинг»?

Уверен, что разъяснение относительно возможности для ООО «Кредит-Рейтинг» обновлять кредитные рейтинги, присвоенные до 15 марта, ГКЦБФР приведет в соответствие с действующим законодательством. Тот факт, что регулятор не оформляет такие разъяснения соответствующим образом, указывает нам, что в Комиссии понимают, что разъяснения вступают в конфликт с законом. Вопрос лишь в том, как они это сделают. Что касается нарушений, то по-прежнему вопрос транспарентности их собственников остается открытым. У нас нет никакой информации об изменении собственников. Невозможно, чтобы структура бенифициаров рейтингового агентства, которое работает в Украине, сводилась к компании с Британских Виргинских островов. При рейтинговании публичных выпусков облигаций на сотни миллионов гривен анонимность собственников рейтингового агентства не просто неуместна, но и опасна.

Более того, ООО «Кредит-Рейтинг» сознательно разрушил систему публичного мониторинга за эффективностью их рейтинговых оценок. Они добились того, что стали контролировать основные источники информации о своих рейтингах. Контент их Web-сайта и собственного издания «Кредит-Рейтинг Монитор» долгие годы находился под их контролем, а это означает, что у них была возможность изменять информацию о присвоенных кредитных рейтингах задним числом. Мы обнаружили, что только по итогам 2009 года ГКЦБФР оштрафовала их на 6000 грн за нарушения в раскрытии информации. По сути, это мизерная сумма для того чтобы спрятать концы в воду по завышенным кредитным рейтингам. Получалось, что ГКЦБФР утратила возможность осуществлять мониторинг, а экс-монополист молча согласился платить штрафы за нарушения в раскрытии информации. Тут возникает острый вопрос к предыдущему составу ГКЦБФР: как же можно было выдавать статус, если инструментов мониторинга за эффективностью оценок, которым можно было доверять, не было.

Что бы вы посоветовали эмитентам и финансовым учреждениям при выборе рейтинговых агентств?

Эмитентам что-то посоветовать сложно, есть уполномоченные рейтинговые агентства РА «Эксперт-Рейтинг», НРА «Рюрик» и РА «IBI-Рейтинг», пусть они и выбирают любое из агентств, на рынке конкуренция и приемлемые цены. Что касается финансовых институтов, то тут вопрос остается сложным. Мы считаем, что в нынешней ситуации ООО «Кредит-Рейтинг» восстановить свой статус будет практически невозможно, как минимум до конца этого года. А поскольку пояснения ГКЦБФР о том, что «Кредит-Рейтинг» имеет право обновлять рейтинги, присвоенные до 15 марта 2011 года, скорее информационная акция, чем официальные разъяснения, в ближайшие несколько месяцев Госфинуслуг придется отказаться от использования кредитных рейтингов ООО «Кредит-Рейтинг» при мониторинге исполнения страховщиками статьи 31 ЗУ «О страховании». Следовательно, рейтинги, присвоенные банкам ООО «Кредит-Рейтинг», потеряют свою актуальность. В такой ситуации оптимальным остается получение кредитного рейтинга у одного из уполномоченных рейтинговых агентств. Да и в целом, общепринятой мировой практикой является получение оценок от 2-3 признанных рейтинговых агентств. С учетом низких цен и улучшившегося качества обслуживания, я думаю, это не доставит рынку никакого дискомфорта, аннулирует юридические риски банков и повысит транспарентность нашей системы.

В марте много говорили о проекте закона по регулированию рынка рейтинговых услуг, который был подан депутатом Алексеем Плотниковым. Как Вы его оцениваете?

Думаю, что это не просто плохой закон, а еще и опасный для национальной экономики. Там есть абсолютно неадекватные требования к международным РА, которые приведут к тому, что их рейтинги в Украине могут утратить силу. Да и само принятие законопроекта могло вызвать большой международный скандал. Его готовили непрофессионалы, которые хорошо разбираются в юриспруденции, но вообще не разбираются в рынке рейтинговых услуг. Наверное, поэтому рассмотрение такого законопроекта отложили в долгий ящик. Очевидно, что надо разрабатывать новый проект, делать это совместно с регуляторами и подавать его в парламент. Думаю, что это будет сделано к концу года. Пока же до 1 июня профильный департамент ГКЦБФР запросил у уполномоченных агентств их предложения к действующему законодательству, которое регулирует рынок рейтинговых услуг. Все три уполномоченных Агентства выработали и согласовали пожелания и подали их в ГКЦБФР в установленные сроки. Предстоит еще публичное обсуждение этих инициатив, поэтому я думаю, что они будут приняты во втором полугодии, не ранее. Скорее всего, ГКЦБФР продолжит курс на либерализацию рынка рейтинговых услуг.

Просмотров: 1068