Итоги, проблемы, планы.

Итоги первого года функционирования ProZorro

Система электронных государственных закупок ProZorro успешно прошла тестовый период в течение года, сэкономила 2 млрд грн. для бюджета и готова к запуску в полноценном режиме - принят и подписан закон о публичных закупках, согласно которому с 1-го апреля ProZorro становится обязательной к использованию всеми центрами исполнительной власти и госмонополиями, а с 1-го августа - абсолютно всеми государственными заказчиками. И сегодня очевидно, что для запуска системы был выбран правильный путь - вместо похода по государственным органам в поисках денег, команда активистов пришла к бизнесу с конкретной идеей - реформировать одну из самых коррупционных частей нашего государства путем создания модели, в которой бизнес будет предоставлять услуги, а государство - экономить деньги. Создадим модель, опробуем ее на допороговых торгах (закупки на сумму до 100 тыс. грн., они на тот момент законом вообще никак не регулировались), и, если докажем работоспособность - государство идею подхватит. Именно это и произошло. За немногим более, чем год работы  в системе объявлено тендеров на сумму более 13 млрд грн., тендеры объявляют почти 3,5 тысяч госорганов, а принимает в них участие более 11 тыс. поставщиков.

Проблемы в работе ProZorro

Естественно, проекты такого масштаба не запускаются идеально - были и технические сбои, и недоверие бизнеса (которое и сейчас еще присутствует), и саботаж со стороны недобросовестных заказчиков. Конкретные исполнители пытаются извратить модель и использовать электронные закупки для придания легитимности старым схемам. Случаи саботажа бывают и очевидными, когда в системе объявляется тендер на 27 грн., а затем поднимается шум вокруг невозможности получить предложения через систему, и скрытые, когда ответственный чиновник после торгов заявляет их победителю о сумме вознаграждения, которую он привык получать. За год запуска реформы случились и интересные открытия. Например, стало понятно, что высокая неэффективность государственных закупочных процессов вызвана не только коррупцией. Крайне неквалифицированными оказались специалисты, отвечающие за закупки в государственных структурах. Сегодня, это может быть даже уборщица, которую в качестве общественной нагрузки назначили заниматься закупками, не дав даже минимальных знаний о том, что это такое и как оно правильно делается. Следующая проблема - отсутствие типовых спецификаций для объявления тендера. Сейчас закупщик начинает процесс покупки, например, стула так, как будто он его изобретает, и объясняет поставщикам, что мне нужна некая штука на четырех подпорках, у которой будет планка, на которую можно опереться. Получает  в итоге скамейку или кровать, так как они полностью соответствуют предоставленным требованиям.

Планы ProZorro на 2016 год

Тестовый период ProZorro заканчивается, а что же дальше? А дальше - нас ждет развитие системы с технической точки зрения (так называемое ProZorro 2.0). Идет работа по добавлению в критерии выбора победителя качественных показателей, в дополнение к цене, проведение двухступенчатых торгов (с предварительно квалификацией), переговорной процедуры, создание возможности онлайн обжалования торгов и т.п. С точки зрения обучения - есть еще огромный фронт работ по профессионализации закупщиков. Для этого команда ProZorro уже год проводит обучающие семинары по всей стране и будет продолжать это делать. С точки зрения контроля - ведется работа по запуску механизмов автоматической оценки рисков для отслеживания злоупотреблений контролирующими органами и гражданским обществом. В более отдаленном будущем - запуск электронного контрактинга и платежей и электронного контроля исполнения договора.

Просмотров: 583