И самый главный вопрос: «Какой теперь будет роль промышленности Донбасса в экономике Украины, и как вписать этот регион в экономическую программу всей страны?». 

     В очередной раз в этом году произошла серьезная перекройка государственного бюджета. Причина всем нам известна. Необходимо дополнительное финансирование военных действий в зоне АТО. Формально увеличиться должны были сразу обе составные части бюджета – доходная и расходная (почти на 6 млрд. гривен).     

     Однако, рост планировался исключительно по отчислениям на оборону. Замечу, как неоднократно подчеркивало наше правительство, на нужды АТО ежемесячно надо выделять не менее 1,5 млрд. гривен. Еще весной этого года, как известно, для потребностей Вооруженных Сил Украины был создан специальный резервный фонд, в который из госбюджета страны было выделено около 7 млрд. гривен. Затем военнослужащие дополнительно получили еще 600 млн. гривен (с расчетом до 1.07.2014г.). Но уже закончилась первая декада августа, боевые действия только усиливаются. Поэтому в Украине вступил в силу еще и военный налог.     

     Поправки в Налоговый кодекс и изменения к госбюджету на 2014 год, принятые 31 июля 2014 г. Верховной Радой и подписанные в пятницу, 1 августа, Президентом П.Порошенко, вступили в силу 3 августа 2014 года. Соответственно Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины»  временно, до 1 января 2015 г., введен новый общегосударственный сбор - военный сбор, который будет взиматься по ставке 1,5% с доходов физических лиц. Словом, повторная попытка Арсения Яценюка принять правительственные законопроекты, которые сокращают расходы на социальные программы и увеличивают затраты на АТО, закончилась достаточно успешно.     

     Как отмечается в пояснительной записке к Законам Украины «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины», бюджет переписали «для укрепления боеспособности страны, обеспечения восстановления разрушенной инфраструктуры Донецкой и Луганской областей и в соответствии с проектом Меморандума об экономической и финансовой политике между Украиной и Международным валютным фондом». Авторы законов отмечают, что экономика страны в текущем году находится в чрезвычайно сложном положении: аннексия Крыма, военный конфликт в восточных промышленных регионах, разбалансировка финансовой системы, торговые ограничения со стороны России и т.п. создают негативный фон для развития экономики Украины.     

     Например, торговая война с Россией привела к тому, что с января по май 2014 года (по сравнению с тем же периодом в 2013 г.) экспорт украинских товаров в Российскую Федерацию сократился на 23,9 %.  Таким образом, удельный вес России в общем экспорте товаров из Украины составил 19,4 % за первые пять месяцев 2014 г.  против 23,7 % за это же время в 2013 году. Более того, отмечается, что к июлю официальный курс гривны девальвировал по отношению к доллару США на 47,9 %  — до 11,82 гривен за доллар. В то же время рост стоимости жилищно-коммунальных услуг составил 15,8 % (в частности, природный газ подорожал на 62,8 %, электроэнергия — на 11,3 %). В июле повысились тарифы на горячую воду и отопление (на 40 %), а также водоснабжение и водоотвод (на 60 %).      

     В целом, учитывая текущее состояние украинской экономики, в 2014 году прогнозируется: снижение ВВП на 6 процентов, инфляция в размере 19,5 %, увеличение уровня безработицы до 10,2 %, падение объемов экспорта товаров и услуг на 11,6 %, импорта — на 21,1 %. Плюс к этому промышленное производство в стране тает буквально на глазах. Более всего пострадало машиностроение, где падение составило по оценкам экспертов 18%. А также почти на 9% просели по сравнению с предыдущим годом результаты украинских металлургов. Более того, по оценкам экспертов, до конца 2015 года нам нужно выплатить только по кредитам (внешним обязательствам) около 17,5 млрд. долл. США.     

     И что же делать в текущей ситуации, где брать деньги? Наконец, на чем экономить? В правительстве А.Яценюка заявляют, что готовы начать с себя. К примеру, урезать почти вдвое расходы на содержание госаппарата. Правда, только на два месяца. Получается, вместо того, чтобы провести сокращение штатов с выплатой компенсаций, чиновников фактически заставили работать бесплатно. Другое дело, кто выдержит эти условия?! Большинство из них ведь далеко не «жируют». И самый главный вопрос: «Какой теперь будет роль промышленности Донбасса в экономике Украины, и как вписать этот регион в экономическую программу всей страны?».

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)  

Просмотров: 791