Эволюция банковского дела на протяжении уже многих десятилетий в основном определяется новейшими технологиями, инновациями, которые обусловлены потребностями рынка, необходимостью получения конкурентных преимуществ сейчас и в перспективе, объективными особенностями экономической и социальной среды, в которой функционируют банки. 

При этом ключевой банковской инновацией необходимо считать, прежде всего, новый банковский продукт или услугу – комбинированную, подчас нетрадиционную форму банковского обслуживания, которая основывается на запросах клиентов. Например, еще в 1752 г. ответом на запрет английского правительства выдавать кредитным организациям банкноты стали первые чеки, в 1958 г. в США была выпущена первая массовая кредитная карточка, позволяющая пролонгировать кредиты, в 1961 г. там же появился первый депозитный сертификат. Главное – что лежит в основе таких инноваций, т.е. выявление логических связей между потребностями клиентов и качеством предоставляемых услуг и продуктов.

К сожалению, практика последних лет свидетельствует о том, что инновационная сфера банковского бизнеса далеко не всегда имеет системный характер, хотя мы и являемся свидетелями бурного внедрения в деятельность банков новых компьютерных технологий, информационных коммуникационных каналов и т.д. Инновационное же решение должно иметь не спорадический характер, а четко выверенную стратегию, что особенно важно в условиях формирующейся глобальной финансовой системы. Поэтому банки, которые смогут идти в ногу с технологическим прогрессом – своевременно разрабатывать и внедрять актуальные бизнес-процессы, адаптироваться по всем операциям к новым технологическим сервисам и т. д. – получат неоспоримое преимущество перед конкурентами.

По мнению многих зарубежных экспертов, основные тренды развития банковского бизнеса и в ближайшем, и в отдаленном будущем будут фокусироваться на цифровой коммерции, в частности создании больших финансовых потоков в электронных системах и формировании так называемых банковских маркетплейсов во всемирной сети.

Что касается электронных систем, то центры прибыли здесь концентрируются на удобстве и скорости проведения транзакций, оптимизации ИТ-инфраструктуры, целесообразном аутсорсинге. При этом следует учесть, что там, где есть доходы, особенно растущие, присутствуют и существенные риски, причем связанные не только с мошенничеством, но прежде всего с технократическим характером деятельности банков. Поэтому так важна сегодня взвешенность в принятии решений, и так высока роль ИТ-компаний и ИТ-специалистов в развитии банковского дела.

Формированием маркет-площадок с уклоном в банковские услуги сегодня занимаются интернет-сервисы с огромным клиентским потоком, например, Google. Это абсолютно экономически целесообразно с их точки зрения, однако те объемы информации, которые обещают возрасти в 1000 раз, настолько увеличат альтернативность выбора, что такие услуги должны быть суперпрофессиональны, суперкомфортны и супербезопасны — все-таки речь идет о деньгах. Поэтому маркетплейс сформировать можно, но на перспективу лучше озаботиться брокерскими услугами по поиску клиентов и сервисом индивидуальных финансовых советников. Обращу особое внимание при этом на интеллектуальную основу взаимодействия — в данном случае она составляющая повышения прибыли.

И вот тут на авансцену выходит ИИ — искусственный интеллект, о создании и использовании которого говорят уже не только в научных кругах. С каждым годом эта сфера будет прогрессировать и становиться все более неотъемлемой частью нашей с вами повседневности, помогая взаимодействовать не только с окружающей средой, но и технологическими системами. Такими, как фондовые биржи, например. Однако при этом существует риск опасения, что искусственный интеллект начнет самостоятельно принимать решение о направлениях инвестирования средств, о выборе финансового инструмента для той или иной операции, о перечислении денег и т. д. Возможные риски объяснять не надо. Просто необходимо к этому готовиться.

Одним из направлений уменьшения рисков здесь могут стать различные системы  идентификации — браслеты, смарт-часы и смартфоны, NPC, отпечатки пальцев и основания ладони, сетчатка глаза и селфи-фото, чипы под кожей и голосовая авторизация. Все это уже применяется даже у нас. На основе таких инновационных систем распознавания возможно, в свою очередь, развитие безконтактных банкоматов, систем мгновенных переводов между банками, счета с доступом «по умолчанию», расчеты онлайн вообще без участия банков, через Р2Р-переводы. Вот вам и центры прибыли, и риски, как из рога изобилия. Одни только фейковые аккаунты и сайты на пару с подделками цифровых личностей чего стоят!

И вот наконец мы подошли к основному тренду всех времен — доверию в самом широком смысле этого понятия. Не будем сейчас говорить о восстановлении доверия на государственном уровне — это тема совсем других заметок. А вот создание на финансовом рынке технологий дружественного бизнеса и партнерских контрактов, включая кредитные, формирование в информационном поле таких стандартов подачи фактов и цифр, в основе которых лежит журналистская этика, информационное дружелюбие и порядочность как ключевой принцип ретрансляции,  — вот именно те начинания, которые помогут избежать рисков, наладить моральные принципы взаимоотношений, и не только в бизнесе, внедрить мировые стандарты работы на рынках, нарушив которые, уже невозможно будет вернуться в честный и прозрачный бизнес. Уверен, что попробовать стоит.

Просмотров: 335