История не всегда была историей

Лев Гумилев достаточно интересно и познавательно писал об истории. Причем его высказывания очень часто вызывали споры и дискуссии. Вот и его теория относительно формирования русского этноса, а можно сказать и украинского, очень интересна и поучительна. Стоило бы взять за основу его высказывания и попытаться дать маленькую историческую оценку тому, что зовется «менталитет украинцев».

Задумывались ли вы, почему украинцы и поляки, имея одни славянские корни, имеют столь существенные отличия. Почему менталитет словаков, чехов, поляков отличается от менталитета украинцев, русских, белорусов?

Согласно тезисам Гумилева, формирование этноса или народа происходит под влиянием окружающей среды. И от того, в какой среде проживали предки тех или иных народов и сформировались те или иные их качества. Поэтому народы имеющие общее историческое прошлое могут отличаться, вследствие того что их формирование происходило в разных условиях. При этом среда — это понятие широкое, оно включает и природные условия, и наличие рядом других народов, и уклад жизни и борьбу за выживание народа, чтобы не исчезнуть с лица истории.

Считается, что народности поляков и словаков, а можно сказать, и западных украинцев, формировалась под влиянием зависимости от крепости. В раннем средневековье и в период рассвета средневековья для славянских народов, проживающих на территории современной Польши или Чехии, было очень важно наличие крепости, как места для спасения. В то лихое время, вероятность выжить при нападении врага за стенами крепости была значительно больше чем вне крепости. И хотя, время от времени сами крепости разрушались пришлыми врагами, но все же крепость, это была надежда на то, что твоя семья не погибнет, а значит, твой род имеет шанс на продолжение. Но, крепость в любом случае, принадлежала феодалу, городской общине, или церкви. Так или иначе, для того, чтобы иметь возможность укрыться от врага за стенами крепости, нужно было быть покорным и послушным тому же феодалу, епископу, или городскому совету. Лишившись благосклонности владельца крепости, житель тем самым подвергал смертельной опасности свою жизнь и жизнь своей семьи. Может поэтому, он был готов терпеть самодурство феодала, костры инквизиции и поборы городских чиновников, чтобы только не быть отлученным от крепости. Веками с молоком матери дети впитывали правило, что крепость и ее владелец это спасение, это защита, а для этого надо придерживаться правил, которые требует соблюдать владелец крепости и не забывать платить налоги, чтобы владелец крепости мог поддерживать в боевой готовности и саму крепость и ее вооруженные силы. На этой вере — в силу крепости, в силу власти, которая тебя защитит и убережет и формировался менталитет поляка или чеха, словака или хорвата.

С украинским этносом получилось совершенно по-другому. Может за исключением Западной Украины, в которой тоже большое количество крепостей, и которая была фактически частью Европы. Недаром в то время географы и путешественники земли за пределами современной Западной Украины называли Окраина, то есть Окраина их мира. На территории современной Украины, России и Белоруссии тоже были крепости, но их было очень мало с учетом занимаемых площадей. Очень часто тот же украинец или русский понимал, что бессмысленно надеяться на крепость, так как в случае опасности не будет времени скрыться за ее стенами. Мало того, очень часто эти крепости были слабо укреплены, и их защитная надежность была низкой. А если учесть, что главными противниками русских и украинцев были кочевые народы, те же татары и казаки, то спасаться от врагов в крепости не имело смысла. В отличие от поляка, украинец или русский больше надеялся на себя, чем на охрану крепости. Именно умение вовремя спрятаться, убежать или затаиться, позволяло избежать опасности нападения с большей вероятностью, чем при бегстве к крепости. Хотя, нельзя сказать, что украинцы и русские только прятались от врагов. Время от времени, они сами нападали на своих обидчиков, для этого призывая на помощь родственников, друзей, а еще чаще врагов своих врагов. Объединится во временный союз со вчерашними врагами, чтобы нанести поражение новым врагам было традиционным методом ведения войны. При этом очень часто после успешного завершения этих войн, начиналась новая война уже с теми союзниками, которые помогали им воевать с предыдущими врагами. В этом случае, любимым девизом воителей была пословица, которую приписывают викингам «Моя родина там, где мой меч».

Надежда только на себя и понимание, что кроме тебя, никто тебе не поможет, и формировали менталитет украинцев, русских и белорусов. Естественно, что в таких условиях, когда феодал или царский чиновник приезжал взимать налоги, с ним поступали, как с врагом — или прятались, или нападали. Ибо, если тот же поляк платил налоги, чтобы его защищали рыцари из замка, то феодал брал налоги, чтобы собрать ватагу казаков и начать грабить того, кто слабее. О защите не могло быть и речи. Каждый сам за себя. Не удивительно, что уже тогда налоги не взимались, а выбивались. В летописях тех время часто и писали, боярин Т… было послан в волость взыскать недоимку, а для этого давали ему войско, чтобы эту недоимку было легшее взыскать. За то в народном творчестве, ничто и никто так не воспевался, как лихие головорезы казаки, которые налоги не платили, зато сами разоряли царские и купеческие караваны, в том числе грабя и сборщиков налогов. Ибо уже тогда сложилось мнение, что чем меньше налогов попадет царю, тем лучше будет народу жить.

И Вы после этого хотите, что бы это народ полюбил Налоговый кодекс или, как там его называют, новый прорыв для экономики Украины.

Просмотров: 1825