У нас помимо всего прочего еще и плавно начинается  бюджетный кризис (он не мгновенен, он может долго продолжаться), который означает одно – наше государство уже не сможет так дешево занимать деньги, как раньше.  

     События на востоке страны уже спровоцировали новую волну кризиса. Это надо признать. Потому что гривна девальвировалась, и этот процесс будет продолжаться, плюс одновременно сокращается скорость обращения денег. А наше правительство всё активнее стало расплачиваться государственными облигациями за те услуги и те работы, которые оказывались для государства. Мы пришли также и к новой волне кризиса в госуправлении, в модели государства. Старые институты просто не справляются с новой ситуацией. Все это вместе как бы первый знак того, что у нас помимо всего прочего еще и плавно начинается  бюджетный кризис (он не мгновенен, он может долго продолжаться), который означает одно – наше государство уже не сможет так дешево занимать деньги, как раньше.      

     Какой у нас будет следующий этап в жизни?  Что делать? Дальше накачивать украинский рынок только кредитными деньгами просто нельзя. Это ни к чему хорошему не приведет. Потому что еще больше увеличивать кредитное плечо уже просто опасно. К тому есть волатильность. И особенно в последнее время мы это видим. Правда, отдельные аналитики ссылаются на то, что рынок цикличен, есть время, когда он растет и есть время, когда он падает. Однако, в противовес этой точке зрения всё больше экспертов начинают отмечать тот факт, что в современных финансовых моделях, не имеющих, увы, отношения к реальной экономике, эта цикличность вызвана возможностью наращивания или, наоборот, необходимостью снижения кредитного плеча.     

     И вот какая еще на нас надвигается страшилка. Если начнет рушиться наша банковская система под бременем долгов и проблемных активов, а первые сигналы этого мы уже видим, значит, масса финансовых учреждений окажется в кризисе. Особенно серьезно усугубляет ситуацию резкий рост до 40 % курс доллара США в первые пять месяцев 2014 года. Это обстоятельство в первую очередь увеличивает количество проблемных ипотечных займов, выданных еще до запрета валютного кредитования физических лиц.  Начнется валютный кризис, будет дефицит ликвидности. Это уж точно очень сильно ударит по нашему государству.     

     Отвечать на эти вызовы нам всё же придется самим. Ждать, что появится вдруг панацея или кто-то из-за рубежа придет и укажет нам правильный путь – это самое опасное и неприятное. Видимо, надо согласиться с тем, что мы вступили в длительный кризис и в рамках его предстоят фундаментальные адаптации и появление совершенно новых систем государственного управления и регулирования. Примеров выхода из сложнейших политико-экономических ситуаций предостаточно. Это и Германия в 1933 г., и Советский Союз в 30-е годы и т.п. И всегда основной вопрос заключался в готовности национальной элиты эффективно проводить реформы. Этот вопрос для Украины, пожалуй, самый главный. Ведь сегодня у нас есть огромный ресурс, которого не было ни у Китая, ни у Индии – наиболее динамично сейчас развивающихся стран. Этот ресурс:1) внутренний спрос; 2) огромная креативность населения (почти 100% наших граждан желают или уже получили высшее образование); 3) высокий интеллектуальный потенциал трудоспособного населения; 4) уникальное геополитическое положение.     

     Изучая возможности для поиска конструктивных решений, эксперты Института развития экономики Украины всё же считают текущую ситуацию в экономике страны исправимой, и предлагаю следующие шаги.     

     Во-первых, заморозить тарифы естественных монополий, а также транспортные и коммунальные услуги, так как крупные энергетические и транспортные компании в состоянии преодолеть кризис за счет снижения затрат и отказа от непрофильных активов.     

     Во-вторых, укреплять финансовую и банковскую системы, стимулируя консолидацию банков, развивая систему гарантирования межбанковских кредитов для оживления рынка межбанковского кредитования и отменив практику необоснованных преференций для отдельных «приближенных» банков и законодательно ограничив маржу при кредитовании юридических и физических лиц.     

     В-третьих, пора, наконец-то, проводить реформы, а реформы  – это давление на правительство. И наша жизнь всё больше убеждает в том, что в Украине всё происходит только через кризис. Ведь девальвировать гривну куда легче, чем проводить реформы.     

     Ряд аналитиков также настойчиво рекомендуют отказаться от избирательного рефинансирования зарубежных долгов украинских финансово-промышленных групп. Передача кредиторам, в том числе зарубежным, пакетов акций предприятий-должников, по их мнению, обеспечит приток капитала в Украину и — в перспективе — повысит прозрачность и эффективность работы этих акционерных обществ. В самом деле, просто нельзя и далее спасать активы олигархов за счет украинских налогоплательщиков.     

     Думаю, уже на всех уровнях власти понимают, что прежде чем искать дополнительные источники доходов, нужно к этой бездонной бочке, именуемой расходной частью бюджета, приделать какое-то дно. Ведь у нас сегодня проблемы, в частности, и в налогообложении, заключаются в том, что а) идет не контролируемый рост расходов, причем, не всегда обоснованно; и б) у нас никто не может сказать, насколько эффективно используются те деньги, которые сегодня распределяются по бюджетным статьям.  

     Олександр ГОНЧАРОВ,

     Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)  

Просмотров: 574