Обе топ-новости прошлой недели были так или иначе связаны с качеством. Сначала вице-премьер-министр Украины Борис Колесников обнаружил, что в нашей стране существует около ста «полностью левых заводов, которые делают бензин дедовским методом», а половина акциза разворовывается или не доплачивается. А затем первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин пожурил четырех крупнейших импортеров за то, что их А-95-Евро на «1,00…1,80 грн/л» дороже «евробензина» на безымянных заправках в Шоньках, Халявине и Заудайке.

Удивительно, что в последнее время о рынке нефтепродуктов Украины министр инфраструктуры говорит намного больше главы Минэнергоугля. Впрочем, как верно заметил (правда, и по другому поводу) сам Б. Колесников: «Есть количество, но нет качества. Вы знаете, количество не всегда переходит в качество». Как же, знаем. Особенно если вспомнить, что не далее как 15 сентября Мининфраструктуры предложило ввести единую ставку акцизного налога для дизельного топлива, что уравняет в правах производителей и импортеров нефтепродуктов, выпускаемых по EN 590:2008 и тем самым «дедовским методом», против которого выступает министр.

Возникает сомнение и в отношении названного Б. Колесниковым количества постоянно действующих мини-НПЗ и их определяющей роли на украинском рынке. Действительно, к 2008 г. в нашей стране было зарегистрировано 88 предприятий, указавших производство нефтепродуктов в качестве одного из видов своей деятельности. Однако с того времени их число сократилось до двух десятков, в первую очередь, из-за возросших проблем с поставками сырья. При этом постоянно действуют единицы – три-пять ГПЗ и Мариупольский НПЗ (ООО «Азовская нефтяная компания»). Во время посевной и уборочной к ним присоединяются еще пять-семь предприятий в Полтавской, Днепропетровской, Харьковской и Сумской областях. Никто не спорит: качество топлива, выпускаемого на многих из них, не всегда соответствует требованиям украинских стандартов. Но наибольшую опасность для топливного рынка страны представляют собой не столько продукция мини-НПЗ, сколько контрабанда, спиртовая и коксохимическая бадяга.

Проблему качества могло бы решить восстановление разрушенной системы государственного контроля, но у Кабмина почему-то не возникает желания не только улучшить администрирование акциза, пополнив бюджет «Укравтодора», но и выделить всего 0,3% поступающих от него средств на финансирование лабораторных проверок качества топлива на АЗС. Частично это способствовало бы и снижению цен на заправках, ведь сегодня большинство предпринимателей мало заинтересовано в выпуске или импорте евротоплива, уравненного в правах с бадягой и контрабандой при помощи известной методики определения «экономически обоснованных цен».

Именно формульный (точнее, формальный) подход и отсутствие государственного контроля качества позволяют отдельным трейдерам злоупотреблять доверием покупателей, устанавливая на стелах принадлежащим им заправок таблички «Премиум», «Евро-5», «Супер» и прочие. Как раз поэтому у руководителей Антимонопольного комитета во многом и складывается впечатление, что «стоимость бензинов [повышенного качества] на АЗС ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина», ЧП «ОККО нефтепродукт», ООО «Золотой экватор» и ООО «Альянс Холдинг» на 1,00…1,80 грн/л выше, чем у других операторов рынка», а цены на топливо ведут себя иначе, чем в Европе.

Попробуем разобраться, предварительно заметив, что, по результатам опроса, проведенного порталом AUTO.ria.ua среди 5500 автомобилистов, 44% из них отдают предпочтение заправкам ОККО (ЧП «ОККО нефтепродукт»), 36% – WOG (ООО «Золотой экватор»), 25% – Shell (ООО «Альянс Холдинг») и 14% – «ЛУКОЙЛ» (ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина»). (Сумма долей превышает 100%, поскольку один респондент мог выбрать несколько ответов.) Это, конечно, не показатель, но куда исчезли «другие операторы рынка» с их более дешевым (на 1,00…1,80 грн/л!) евротопливом?

Итак, по данным мониторинга НТЦ «Психея», 4 ноября литр именного бензина Shell V-Power стоил 11,89 грн (в пересчете по курсу «межбанка» 1,06 евро), что являлось максимальным показателем среди всех товаров-заменителей. В то же время, средняя цена бензина-аналога А-95-Евро в ЕС-27 составила 1,47 евро/л (с вариациями от 1,23 в Польше до 1,67 евро/л в Греции). Так что можно спорить с директором департамента расследований АМКУ Николаем Барашем, утверждавшим 1 ноября, что «цены на бензин, скажем так, европейского качества априори в Украине… выше существенно». Правда, если вычесть налоги, картина несколько изменится. Тогда Shell V-Power с 0,65 евро/л (без налогов) займет 11 место из 28 (между Словакией и Португалией), а ценовая «вилка» будет такой: Польша – 0,52 евро/л, Греция – 0,72. Но и это сравнение не позволяет увидеть, что максимальная (!) стоимость топлива на украинских АЗС «существенно выше» средних цен на заправках ЕС.

Достаточно спорным видится и аргумент АМКУ, что «в развитых странах, в отличие от Украины, повышение цен на топливо уравновешивалось последующим снижением». По словам Н. Бараша: «Фактически в то время, когда в Европе и США цены снижались, в Украине [они] повышались до нынешнего уровня». Однако на протяжении рассматриваемого комитетом периода в 18 из 27 стран ЕС бензин, наоборот, подорожал. И только в пяти (плюс США) цены на этот вид нефтепродуктов действительно снизились. К тому же странно, почему в АМКУ не упоминают в числе важнейших событий, повлиявших на украинский рынок в сентябре, рост в среднем на 38% акциза на нефтепродукты.

Изложенное выше ни в коей мере не означает отсутствия резерва для снижения цен на отечественных заправках. Любая наценка (в том числе, «за качество») должна быть экономически обоснованной. Украинский потребитель, покупающий бензин А-95-Евро на брендовой АЗС, должен быть уверен, что разница в ценах между ним и «обычным» бензином точно соответствует преимуществам, которые дает использование «премиального» топлива, а не отражает аппетиты собственника «навороченной» заправки. Точно так же должна быть доказана правомерность наличия таблички «А-95-Евро» на стелах АЗС, предлагающих его в настоящее время по 10,05…10,60 грн/л. В ряде случаев это попросту означает введение потребителя в заблуждение, ведь обеспечить 20-30-копеечную разницу в розничных ценах между А-95 и А-95-Евро невозможно технологически. Иначе владельцам НПЗ ничего бы не стоило провести необходимую модернизацию и не требовать сегодня введения импортных пошлин.

Между тем, на прошлой неделе СМИ (в частности From-UA и Gazeta.ua) вновь попытались испугать потребителя неизбежным подорожанием, «если правительство не предпримет шаги по поддержке украинских НПЗ». Панацеей от всех бед снова были названы импортные пошлины, хотя на их введении в нашей стране настаивает лишь один эксперт – Александр Сиренко, главный редактор еженедельника «НефтеРынок», выходящего при финансовой поддержке «Укртатнафты» и издаваемого компанией, совладельцем которой является замдиректора профильного департамента Минэнергоугля Константин Бородин.

По их мнению, все проблемы рынка сводятся к недостаточной загрузке заводов, расположенных на территории Украины. Стоит ввести импортные пошлины, как на НПЗ хлынет российская, азербайджанская и отечественная нефть, цены на топливо снизятся, а его качество несказанно возрастет. Правда, как только дело доходит до обоснования этой картины, тут же оказывается, что договоров на поставку сырья предприятия не имеют, выпускать топливо, соответствующее нормам Евро-5 не в состоянии, а снизить цены смогут только после модернизации, чтобы профинансировать которую следует ввести пошлины.

Без этого необходимого и достаточного условия «рост цен на бензин для потребителей продолжится, и в ближайшее время достигнет нового потолка», поскольку именно от импортеров, оказывается, «зависят колебания цен на рынке»! То есть не нефть в мире дорожает, а трейдеры шалят, тогда как переработчики пользуются своей, особенной методикой для расчета стоимости выпускаемого ими топлива. (Здесь будет уместно напомнить, что в 2003 г. именно ТНК (тогда еще не ВР), которая сегодня выступает за введение пошлин, инициировала переход розничного рынка Украины на «мировые цены».)

Кстати, «источник» в Минэнергоугля поведал также, что «скорый коллапс всей индустрии… прямо ударит по конечному потребителю, который вынужден будет покупать импортный дорогой и, часто, низкопробный бензин, за качеством которого следить уже не получится ввиду широких полномочий импортеров». Позвольте, но за качеством в Украине уже никто не следит из-за полного развала государственной системы контроля. Но не «ввиду широких полномочий импортеров», а потому что в министерстве указанной проблеме не уделяют и толики внимания, сводя все заявления «источников» за последние полтора года к жалобам на «государственные субсидии на производство топлива», которые якобы получают белорусские НПЗ. Только вот утверждение о «льготных ценах на сырье» для заводов нашей северной соседки легко опровергнуть, поскольку с каждой тонны полученных из него нефтепродуктов в российский бюджет аккуратно взимаются «отмененные» экспортные пошлины, а отпускная цена топлива (в отличие от Украины) формируется на электронных торгах.

 

Часто повторяющейся причине все труднее добиться к себе уважения.

Просмотров: 719