Дело было вечером... Магазин "Комфи". Точка выдачи кредитов на бытовую технику. Не сильно терзаясь выбором, иду к вывеске "Дельта-Банк" - кредитная история плюс реклама "0% кредит". Нужна была пишущая машинка. Решил - почему бы не растянуть удовольствие оплаты ноутбука на 9 месяцев?

Времени в обрез. Спрашиваю, чем ваши условия лучшие от соседов-конкурентов? Менеджер уверяет, что все они одинаковые. Ноль есть ноль. Но только переплата почему-то составит около 300 гривен. Ладно. Согласен. В детали не углубляюсь. Вяло доверяю сотруднику. Паспорт, код, типичная анкета. Одобрение заявки, первый платеж, подпись документов - все по старой схеме. Черкая ручкой бумагу за бумагой, дохожу до интересного документика. "Договор добровольного страхования жизни". Механически ставлю подпись.

Каюсь. Черкнул, не читая, не глядя. И сразу же об этом пожалел... Спрашиваю, что за договор? Такого, мол, не заказывал. Подписанным документом оказалась страховка жизни заемщика на сумму размера кредита - 2690 гривен. Моя смерть в планы банка не входит. Поэтому интересный пункт "Вигодонабувач" толкует: если я вдруг отдам Богу душу, банк тут же получит от своей же страховой компании "Дельта-життя" всю сумму кредита. Грамотно. Надежно. Уважаю.

Ну застраховали и ладно. Да вот только полис-то надо оплатить. Дополнительно 242 гривны. Мелочь, а не приятно!

Думать было поздно. Отказаться тоже. Чернила высохли. Начинаю занимательный диалог:
- А скажите-ка, любезный Александр, обязательно ли было подписывать сей документ, чтобы получить кредит? - "Ну, в принципе, как бы, да!"

- Так обязательно или "Ну, в принципе, как бы, да?" - Нет! Не обязательно! - подытожил сотрудник банка.

- Почему же тогда вы меня об этом не предупредили? Саша тихо улыбался.

Если тебя не кинули – значит, либо ты в подгузнике, либо уже на метр двадцать под грунтом. И что у нас за страна такая? Стремительно теряя настроение от покупки новенького компьютера, вчитываюсь в подпункты и пункты.
"...Клиент имеет право расторгнуть договор..."

Оказывается можно, подтверждает менеджер. Так в чем вопрос? Расторгаем!
Упс... Сейчас нельзя, - обрадовал банкир. Можно только в отделении. А это уже после выходных.... короче, целая история. Обычно на этом этапе рядовые клиенты останавливаются. Но когда приятные люди в униформе пытаются хитро прокинуть журналиста, - систему, бывает, клинит. Для такого клиента мало просто вернуть деньги. Гораздо важнее предупредить о мутных деталях прозрачного кредитования остальных потребителей!

Итак некомпетентность сотрудника или, все-таки, продуманная схема? Начинаю собственное исследование.

Пресс-служба "Дельта-Банка" извинительным тоном оправдывается перед клиентом-журналистом: "Причина недоразумения только и только в ошибке менеджера. Проводится внутреннее служебное расследование. Виновные будут строжайшим образом наказаны!" Компетентно. Убедительно. Да вот только поведение этого самого сотрудника до боли смахивает на чёткую схему, продуманную топ-менеджментом!

Аргумент первый. Четкие вопросы отскакивают от зубов. Документы ложатся в строгой последовательности. На человека, путающегося в терминах, специалист в красной униформе - совсем не похож. Скорее на профессионала, который мастерски выполняет поставленную задачу. Но ничего личного.

Аргумент второй. Документы были подписаны в определенной последовательности: схема погашения – кредитный договор – договор добровольного страхования жизни – заявление на страхование жизни.

Но каким же было мое удивление, когда я потом разглядел в схеме погашения кредита стоимость своего этого полиса, которого не заказывал! Выходит кредит был выдан и на стоимость компьютера и на стоимость страхового полиса еще до подписания самого договора страхования и даже до заявления на его оформление! Вот вам и "прозорі умови!" Вот вам и культура финансового рынка!

Иду в отделение "Дельта-Банка". Озвучиваю должность – «корреспондент департамента журналистских расследований». Пишу заявление на расторжение договора страховки и на этой ноте покидаю светлое помещение.

Сложно представить, как поступили бы сотрудники банка, не будь я журналистом, но буквально через полчаса звонят из центрального офиса: "Во-первых, примите наши искренние извинения! Все виновные будут наказаны! Договор будет расторгнут в ближайшие дни! Деньги перечислят на счет погашения кредита максимум до конца следующей недели!". Спасибо. Верю. Но этого мало. Голосу в трубке задаю вопросы:

«Ошибка сотрудника или кидок? Знал Банк о том, что менеджер не предложит оформить договор страховки, а тупо сунет его для подписи в общей пачке документов или не знал? Как же так получилось, что договор страховки я подписал еще ДО подписания заявления на него? И почему стоимость страховки была вписана в кредитный договор, разбита в схеме погашения кредита на девять ровных кусочков раньше подписания самого договора о страховании???» Но в ответ, как говорят у нас на Руси, - "Ноу комментс!"

Через пару дней приходит письменная реакция банка. А там все, как и предполагалось: «Мы выяснили! Оказывается, сотрудник банка все доходчиво объяснил, а Вы согласились и все подписали!» Мол, «Сам дурак!». За что же тогда извинялись? Вот фрагмент официального ответа.

Да, сам дурак, что не изучил того, что подписывал. Но теперь уж точно не буду доверять никаким сотрудникам банка. Ведь этому учит клиентов «Дельта»? Ни чёрточки, пока не прочтешь эти запутанные бумаги от корки до корки!

Несомненно! С юридической стороны заимодатель вооружен до зубов. На руках у менеджера остался полный пакет документов, добровольно подписанный мною. А последовательность их подписания теперь – иди – докажи. Но верьте, не верьте – ни одного слова о страховке за 242 гривны кредитный инспектор не произнес до подписания бумаг. Ни слова о схеме погашения! Сначала подписи – потом хилые объяснения на мое возмущение.

Юристы теперь могут вполне законно махать этими документами даже в суде. И будут правы. Юридически! Но что такое это сухое «юридически»? Цыгане тоже юридически правы, когда говорят, что вы сами отдали им золотые сережки! Ведь сами же? Но цыгане при этом остаются цыганами. (Ни в коем случае не хочу обидеть этот славный народ. Я про тех мошенников, которые выманивают на вокзалах кольца и деньги).

Никто не может запретить банку брать деньги за услуги. На то оно и есть финансовое учреждение. Но одно дело прозрачные комиссии и открытость, совсем другое – хитрое умалчивание правил и подсовывание бумажек на подпись. Ведь меня устроила честная переплата, а не услуга, которой не заказывал!

Оценку действиям "Дельта-Банка" дадут регулирующие и контролирующие органы, куда будут разосланы соответствующие запросы. Сколько же миллионов умудрилось заработать на таком стиле работы финучреждение – знает разве что глава правления. Но это уже не главное. Главное – прецедент создан. "Договор добровольного страхования жизни" добровольно разорван! Стоимость полиса вернули до копеечки.

На сколько после этого доверять банкам – дело личное. Но теперь протоптанной дорогой может пойти каждый желающий клиент, которому так же ничего не объяснили. Ведь у меня стоимость страховки относительно смешная. Уверен, что многие читатели имеют кредиты на гораздо большие суммы.

Продолжение следует…

Просмотров: 10352