Государственное казначейство обнародовало данные о поступлении доходов в сводный (государственный и местный бюджет) за первое полугодие 2014 года. Теперь можно посмотреть, как собирали налоги в этом году. У кого больше взяли, а кому простили. А, кроме того, это позволить оценить реальное состояние нашего госбюджета

Государственное казначейство обнародовало данные о поступлении доходов в сводный (государственный и местный бюджет) за первое полугодие 2014 года. Теперь можно посмотреть, как собирали налоги в этом году. У кого больше взяли, а кому простили. А, кроме того, это позволить оценить реальное состояние нашего госбюджета

За первое полугодие 2014 года было собрано налогов на сумму 173,9 млрд. грн, что только на 227 млн. грн меньше, чем год назад. И это при том, что падение ВВП составило почти 5%. Согласно экономической теории снижение ВВП автоматически ведет к снижению налоговых поступлений, так как налоги платят с доходов, а если ВВП падает, то и доход падает. Но, это теория, а у нас работает практика и фискальные органы. Поэтому, теория у нас не хочет работать.

Физические лица заплатили налогов за первое полугодие 2014 года на сумму 34 млрд. грн, что на 160 млн. грн больше, чем год назад. При этом,что самое интересное, налогов на заработную плату заплатили на 271 млн. грн меньше, в этом году, чем в прошлом. И это несмотря на номинальный рост официальной заработной платы почти на 5,8% по сравнению с прошлым годом. Опять же,все это противоречит экономической теории. Ибо если растет номинальная официальная заработная плата, должны и расти налоги удерживаемые из нее. Значит, растет не только номинальная заработная плата, но и задолженность по заработной плате. По-другому нельзя объяснить снижение поступлений денег от налога на зарплату.

Интересный факт: за первое полугодие 2014 года на 363 млн. грн выросли налоги на дивиденды, которые получают физлица. Скорее всего, и доходы лиц, которые получают эти дивиденды, выросли. На данный момент, действительно отдельные бизнесмены получают хорошие дивиденды. Поэтому и налоги заплатить не жалко.

По итогам первого полугодия 2014 года, бизнес заплатил налога на прибыль 25 млрд. грн, что на 5,8 млрд. грн меньше, чем в прошлом году. Вот это логично. Если в экономике стагнация, то соответственно и доход бизнеса должен снижаться, а значит и налоги на прибыль должны снижаться. Тут, как говорится, все по экономической теории.

НДС – самый спорный и проблематичный налог нашего бизнеса. За первое полугодие 2014 года было собрано НДС на сумму 64 млрд. грн, что на 2,6 млрд. грн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но при этом было возмещено НДС на сумму 20 млрд. грн, что на 7 млрд. грн меньше. Фискальная служба это объясняет тем, что она уменьшила «серые схемы» по незаконному возмещению НДС. Хотя бизнес другого мнения, и заявляет, что идет обычный процесс «выбивания» НДС, и при этом возмещение НДС вовремя или в полном объеме не осуществляется. Таким образом, фискальная служба наполняет госбюджет, но одновременно разоряет и бизнес. Не смотря на все заявления представителей фискальной службы о «партнерских отношениях» с бизнесом.

Как известно, в Украине около 1,2 лиц работающих по упрощенной системе налогообложения. За первое полугодие 2014 года они заплатили в госбюджет 3,5 млрд.грн, что на 407 млн. грн больше, чем в прошлом году. Но все равно очень мало, если сравнивать их налоги с налогом на прибыль, и вообще с налогами, которые платят компании, работающие на общей системе налогообложения. Поэтому нет ничего удивительного, что МВФ, а теперь и руководство ЕС, после подписания договора об ассоциации, требует перевести упрощенцев на общую систему налогообложения, чтобы они платили налоги на равных с другими представителями бизнеса. На упрощенной системе могут остаться только лица, которые занимаются микробизнесом, как правило, связанным с мелкой торговлей продукцией, которая ими же и произведена в семейной компании. МВФ и ЕС считает, что бизнес должен работать в равных условиях, и они видят это одним из важнейших путей увеличения доходной части госбюджета Украины. Но, пока действительно доходов от упрощенцев очень и очень мало для бюджета.

В этом году ставки по акцизам поднимали, и хотят еще поднять, как результат, за первое полугодие 2014 года, удалось собрать акцизов по товарам,произведенным в Украине, а это, прежде всего, алкоголь и табак, на сумму 12 млрд. грн, что на 2 млрд. грн меньше, чем в прошлом году. Акцизы на импортные товары принесли дохода в бюджет на сумму 6,5 млрд. грн, что на 2,8 млрд. грн больше, чем в прошлом году. Начиная с 2008 года украинская власть ввела практику наполнения госбюджета за счет акцизов. Это удобно, это легко администрируется. И по сравнению со странами ЕС, акцизы в Украине занижены в несколько раз. Проблема возникает только в том, что чем выше акцизы, тем меньше «белого производства», и тем больше «теневой экономики». В Украине по итогам первого полугодия 2014 года официально зарегистрировано снижение производства алкогольных и табачных изделий. Одни специалисты говорят, что бизнес ушел в «тень», а другие говорят, что «стали меньше курить».

За первое полугодие собрали рентных платежей за природные ресурсы на сумму 14,8 млрд. грн, что на 1 млрд. грн больше, чем в прошлом году и рентных платежей за энергетические ресурсы 3,6 млрд. грн, что на 350 млн. грн больше, чем в прошлом году. Эти налоги еще называют, налогом на олигархов. В этом действительно есть логика. Так как во многом шахтами и скважинами владеют именно украинские олигархи. Но, не стоит забывать, что теже олигархи свои рентные платежи включают в цену на электроэнергию и бензин. Поэтому, в конечном итоге, все платят эти налоги.

И самый главный источник дохода, который и позволил обеспечить выполнение плана по сбору доходов госбюджета в этом году. Если бы не он, то в этом году, несмотря на все успехи фискальной службы и таможни, был бы большой провал по сбору доходов госбюджет. За первое полугодие 2014 года НБУ перечислил в счет будущих своих налогов на доходы 22 млрд. грн, что на 12 млрд. грн больше, чем в прошлом году. Вот эти самые двенадцать миллиардов гривен и спаслибюджет. А точнее, двадцать два миллиарда. Это метод старый, его использовалиеще Юлия Тимошенко и Николай Азаров. Но это метод остается популярным и сейчас. Хотя МВФ крайне неодобрительно относится к такому методу наполнения госбюджета. Так как хорошо понимает, что это прямая эмиссия гривны, которая провоцирует и инфляцию, и девальвацию гривны. Но по-другому у нас не получается.

Первое полугодие 2014 года пережили. Теперь хотим быстро и без оглядки опять поменять госбюджет и ввести новые налоги. Денег госбюджету всегда не хватает. Запросы наших властных структур всегда растут быстрее, чем доходы страны и ее населения. Вот так и живем. Собираем налогов недостаточно, а вот тратить хотим много.

Просмотров: 2557