По результатам 1 квартала 2014 года, баланс внешней торговли Украины был сформирован с профицитом 1,3 млрд. долл

По результатам 1 квартала 2014 года, баланс внешней торговли Украины был сформирован с профицитом 1,3 млрд. долл. За аналогичный период 2013 года внешняя торговля имела дефицит 1,2 млрд. долл. Причина формирования профицита довольно таки простая и прогнозируемая. В связи с резким ростом курса доллара, существенно уменьшился импорт товаров в Украину. Общий импорт товаров в Украину по итогам 1 квартала 2014 года был на 20% меньше, чем год назад. На 45% меньше купили природного газа за границей в первом квартала 2014 года. Помогла теплая зима и запасы газа в хранилищах, которые купили еще летом прошлого года. Так что можно было сэкономить. На 39% меньше купили импортного транспорта, на 32% меньше купили различных машины и механизмов за границей. А также на 50% меньше купили обуви и на 20% меньше одежды и текстиля. И еще на 32% меньше купили импортных жиров и маргарина. Но вот покупка импортных продуктов питания была фактически на уровне прошлого года.

Упал не только импорт, но и экспорт, хотя падение по нему значительно меньше. На 25% Украина стала меньше экспортировать за границу готовых продуктов питания и на 10% меньше жиров и маргарина. Но это все мелочи, на 50% меньше продали на экспорт продукции украинского транспортного машиностроения, на 30% меньше продукции химической промышленности. Одно успокаивает: экспорт металла в 2014 году только на 8% меньше, чем в прошлом году. Пока еще экспорт Украины выручает экспорт зерна из старого урожая. По итогам первого квартала 2014 года рост экспорта зерна составил 24%, по сравнению с прошлым годом. Но урожай не бывает каждый год рекордным, и в этом году ожидают значительно меньший урожай, а значит, рекордного экспорта уже не будет. А это в свою очередь означает, что будет меньше экспортной выручки.

А что же делать с экспортом продукции машиностроения? Так уж сложилось, что главными покупателями украинской продукции машиностроения являются страны СНГ, и прежде всего Россия, а ЕС наоборот, не покупает, а нам продает продукцию машиностроения. Вот это действительно проблема из проблем. На долю машиностроения приходится 15% всего украинского экспорта.

А тут еще новая проблема. По итогам 1 квартала 2014 года сальдо внешней торговли услугами составило положительный результат 1,7 млрд. долл. Это фактически и определило профицит по всей внешней торговле, так как внешняя торговля товарами показала дефицит 50 млн. долл. Но наш экспорт услуг, приносящий валюту, это, прежде всего, экспорт услуг трубопроводов, той же ГТС. За первый квартал 2014 года услуги трубопроводного транспорта обеспечили приток валюты в Украину в размере почти 650 млн. долл., это в 2,5 раза больше, чем экспорт услуг железнодорожного транспорта и в 7 раз больше, чем экспорт услуг автомобильного транспорта. Потеряв этот источник дохода, Украина может вместо профицита по экспорту-импорту услуг получить дефицит. Реверс газа, это уже оплата Украиной услуг другим странам, а не наоборот.

Ох, уж этот внешний рынок. Всегда проблемы. Как только решаешь одну проблему, появляется другая, и так постоянно. Кажется, как хорошо, что теперь можно меньше тратить валюты на импортные товары. Но, это не значит, что и экспорт может обходиться без импортных комплектующих. Для производства того же металла приходится покупать коксующийся уголь и природный газ, который у нас по большей части импортный. Да и бензин у нас может быть или импортный, или сделанный из импортной нефти. Своей нефти в Украине не хватает даже на производство солярки. Вот и приходится постоянно думать, что же продать на экспорт, чтобы была валюта, чтобы купить что-нибудь за границей для себя любимого.

Просмотров: 845