Существует ли брачный рынок и как он работает?

Попалась на глаза заметка, которая показалась забавной. Называется «Мужчины как инвестиционный инструмент... Рекомендации :)».  Основная идея состоит в том, что мужчины (если их рассмотреть в качестве инвестиционного инструмента), обладают тремя важнейшими характеристиками: надежность; доходность; ликвидность.

Так же как инвестор на рынке, женщина должна правильно оценивать сочетание трёх основных характеристик в объектах своего инвестирования, т.е. мужчинах. Надежные мужчины, как правило, имеют низкую доходность. Мужчины с высокими доходами ненадежны. Ненадежные мужчины с низкой доходностью неликвидны. От таких активов очень сложно избавиться. Надежные и доходные мужчины обладают очень высокой ликвидностью. Проблема в том, что их сложно найти и еще труднее удержать в своем инвестиционном портфеле. Высокий спрос на надежных и высокодоходных мужчин приводит (иногда внезапно), к тому, что они теряют или свою надежность, или свою доходность. Очень высокие риски. Что логично сказывается на их ликвидности.

В обсуждении кто-то предложил по такому же принципу рассмотреть и женщин. И дал ссылку на заметку с названием «Как выйти замуж за миллионера. Всем женщинам и мужчинам посвящается».  В которой вспоминается известный на просторах Интернета сабж о том, как барышня-американка 25 лет задалась вполне маркетинговым вопросом: «Какими качествами должна обладать девушка, для того, чтобы достойно выйти замуж?».  «Что делать? Я — красивая, весёлая, умная 25-летняя девушка. Я не из Нью-Йорка. Хочу выйти замуж за парня, который зарабатывает в год не меньше 500 тысяч долларов, потому что хочу иметь возможность сидеть дома с нашими будущими детьми. Я понимаю, как это звучит, но миллион долларов в год — это сегодня доходы среднего класса в Нью-Йорке, так что не чересчур. Есть на этом форуме парни, которые зарабатывают 500 тыс. долларов в год или больше, или их жены? Подскажите!».

И есть ответ некого бизнесмена-трейдера: «Если выбросить из твоего письма всё лишнее, ты предлагаешь простую сделку: ты предлагаешь свою красоту в обмен на мои деньги. Но вот в чём проблема: твоя красота будет увядать, а мой капитал будет только расти… фактически, вероятность увеличения моего капитала очень высока, но ты красивее точно не станешь! Так что на языке экономики ты — обесценивающийся актив, а я — доходный актив. И ты не просто обесценивающийся актив, твоя ценность падает всё быстрее и быстрее! Позволь объяснить: тебе сейчас 25, и ты наверняка будешь привлекать внимание мужчин еще лет 5, но с каждым годом всё меньше. В 35 на тебя никто не посмотрит. Здесь на Wall Street мы бы назвали тебя «торговой позицией», а жениться на тебе — это всё равно что «купить и держать». Но покупать тебя (о чём ты и просишь) — это плохой бизнес, так что я бы лучше взял в аренду. Если мои слова тебе покажутся жестокими, задумайся вот над чем. Если мои деньги исчезнут, так же поступишь и ты; так что когда твоя красота увянет, мне нужен будет способ выйти из этого актива».

Бизнесмен-трейдер свой ответ построил на одной манипуляции: девушка задавала вопрос о качествАХ, которые ищут мужчины-бизнесмены в подругах. А ответ был дан только на основе одного качества – красота. Конечно, как переговорщик он поступил правильно – из всех качеств выбрал то, которое ему выгоднее для того, чтобы «сбить» цену.

Но, если продолжить связь с первой заметкой, где мужчины сравниваются с финансовыми инвестициями, то, возможно было бы интересным, для начала определиться, каким инвестиционным инструментом являются женщины. И уже потом рассматривать качества.

Выскажу предположение, что, если мужчины, действительно похожи на финансовые инвестиции, то женщины – это скорее объекты инвестирования, обладание которыми имеет ещё и эмоциональную составляющую: бриллианты, драгоценные камни, предметы коллекционирования, исторические ценности, предметы искусства.

В формировании стоимости драгоценных камней и предметов коллекционирования к уже перечисленным инвестиционным характеристикам (надёжность, доходность и ликвидность) добавляются ещё и характеристики эстетичности, редкости и комплектности.

Некоторые пояснения:

  • Качество эстетичности – если кратко и из серии «на все случаи жизни» - о вкусах не спорят.
  • Редкость – очень многообещающее качество. Подделки и копии не ценятся так же как оригиналы.
  • Качество «комплектности» - для профессиональных инвесторов в предметы коллекционирования. Чем комплектнее Ваша коллекция – тем дороже лот.

С драгоценными камнями и предметами коллекционирования женщины как объекты инвестирования похожи ещё высокими транзакционными затратами – перепродажи очень дороги. И при этом очень часто именно в эти моменты возможны афёры (продажа подделок).

Подтверждение корректности именно такой аналогии «женщина как инвестиция – это бриллианты, драгоценные камни, предметы коллекционирования, исторические ценности, предметы искусства» нашла в замечательной книге Льюиса Хайда «Дар. Как творческий дух преображает мир». Там даже есть отдельная глава «Женская собственность». В ней объясняется, почему женщина (наряду с другими предметами богатства) в современных социальных отношениях косвенно (приданное на свадьбу, «отдать» замуж), а в некоторых обществах и по сей день прямо рассматривается как дар. Обращаю внимание, что дар и продажа – это далеко не то же самое.

Если бы девушка задала вопрос о качествах, которые мужчины-бизнесмены хотели бы видеть в женщине-матери своих будущих детей, то вряд ли достаточно было бы рассматривать только красоту как основное качество.