Уже всем ясно и понятно, что налоговая система – это залог здоровой экономики, и осуществление реформ без приведения налоговой системы в соответствие с экономической ситуацией в стране обречены на провал.

 

     Реально просчитанной, а главное - единой концепции налоговой реформы в Украине у нас до сих пор нет. Как известно, есть проект Минфина и есть так называемый «депутатский проект налоговой реформы Нины Южаниной». И это в условиях, когда госбюджет следующего 2016 года будет очень жестким, если Кабмин А.Яценюка попытается выполнить программу Международного валютного фонда. Поэтому уже в ближайшее время нашему правительству придется замораживать зарплаты и перекладывать стоимость налогов в цены.     

     В преддверии рассмотрения в Верховной Раде госбюджета-2016 пытался одному депутату объяснить, что социальные обязательства – это не всё, что тратится на народ. Да, есть такая статья, есть также статья на образование, есть - на здравоохранение. И они не поглощаются. Например, статьи на здравоохранение и образование – это должны быть инвестиции в человеческий капитал, чтобы украинцы были умными и здоровыми. Убежден, их сокращать нельзя ни в коем случае. А социальная политика – это поддержка пенсионеров, малоимущих, охрана материнства и детства, а также иное вплоть до социологических исследований. Вот тут предложил ему подумать об эффективности использования бюджетных денег.     

     Более того, привел депутату интересные цифры: в последние годы прирост внутреннего спроса у нас шел за счет потребления, а на что он уходил? Итак, из 100грн. прироста - 53-57% покрывается инфляцией, 22-25% покрывается импортом, и лишь 1грн. из пятидесяти – стимулирует внутреннее производство. Что показывают эти цифры? А то, что если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем стимулировать инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% - внутреннее производство. Не хочу сейчас говорить, что – плохо, а что – хорошо. Пусть думают А.Яценюк и В.Гонтарева, но важно для них и для народных депутатов отметить, что стимулирование потребления населения приведет к инфляции и росту импорта, особенно при стабильном обменном курсе.     

     Поэтому, например, НБУ с инфляцией надо бороться не за счет кредитного рынка, а бороться с инфляцией путем развития кредитного рынка. Судите сами, в последнее время малый и средний бизнес массово уходит в «тень». Об этом много говорят представители нашего Минфина, всё увеличивая и увеличивая налоговое давление на бизнес, и очень мало сами бизнесмены говорят на эту злободневную тему. Но вот в беседе один предприниматель мне очень точно сказал: «Главная причина моего ухода в «тень» - это создание так называемого «страхового фонда» от постоянной смены властями правил игры. - И далее добавил, - А правила неофициальной экономики проще и понятнее для бизнеса, плюс меньше рисков».     

     А сейчас давайте подумаем, сколько у нас экономик? В частности, что включает в себя теневая экономика? Прежде всего, неформальная - не учитываемая и не зарегистрированная госорганами финансово-хозяйственная деятельность. Дальше – есть нелегальная или неофициальная. И еще ключевой вопрос, а какое процентное соотношение теневой и криминальной или преступной экономик? Наконец, дошли до вывода: масштаб теневой экономики и масштаб коррупции – взаимосвязаны. И точку надо поставить вопросом, мол, оптимизация налогообложения относится к теневой экономике? И тут мнения разошлись: для одних – это умелое использование налогового законодательства, а уклонение от налогов – это уже теневая экономика.     

     Итак, думаю, уже всем ясно и понятно, что налоговая система – это залог здоровой экономики, и осуществление реформ без приведения налоговой системы в соответствие с экономической ситуацией в стране обречены на провал. Это так! Мы дошли до «точки», петух уже клюнул.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

 

Просмотров: 296