Так кто же, наконец, П.Порошенко, А.Яценюк или В.Гонтарева, а вдруг А.Турчинов, или все вместе, смогут успокоить ситуацию на валютном рынке Украины?

     К сожалению, фактор времени играет против украинской экономики, т.к. разбить посуду можно за секунды, а вот потом на то, чтобы склеить - понадобится значительно больше времени. И одно дело разговоры в Кабмине или Верховной Раде, другое дело, когда голодные люди требуют от властей, чтобы им выплатили зарплату, пенсии и элементарно был свет в квартирах. И если события будут развиваться по нарастающей так, как в последнее время, то нас ждут еще большие волнения, беспорядки и забастовки.     

     По большому счету, уже нам не помогают ни валютные интервенции, ни контроль НБУ за движением валюты. С начала 2014г. к сегодняшнему дню курс гривны к доллару США просел чуть более, чем на 100%, а при прогнозируемом Минэкономразвития уровне инфляции к концу текущего года в 19%, НБУ уже успел заявить, что уровень инфляции составит 25%. Более того, с такими отрицательными показателями девальвации гривны, высоким уровнем инфляции и сильным падением ВВП, если развязка вооруженного конфликта на востоке страны не наступит в ближайшее время, финансовое здоровье Украины может быть окончательно подорванным. Кассовый разрыв может составить до 9 млрд. долл. США, а большинство банков просто обанкротится. Плюс по заключению аналитиков немецкого Commerzbank из Украины идет существенный отток капитала, и НБУ уже не в состоянии его остановить.     

     Словом, если мы увеличили стоимость кредита, а с 13 ноября 2014г. учетная ставка или ставка рефинансирования НБУ уже 14% годовых, то фактически мы увеличили и стоимость обслуживания накопленной задолженности. И проблемы вкладчиков банков, находящихся в стадии ликвидации, а также валютных заемщиков с каждым днем нарастают, как снежный ком. И что с этим делать, в Украине никто не знает. Но даже для обсуждения этих злободневных вопросов 16 декабря на заседание Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности, а также соответствующей комиссии Громадської Ради при НБУ никто из руководства регулятора и Фонда гарантирования вкладов физических лиц так и не явился. А ведь их долго ждали не только эксперты, а и активисты «Кредитного майдана».     

     О чем это говорит? У нас до сих пор нет четкой и понятной национальной ни экономической, ни денежно-кредитной политики. И самое главное – чиновники по-прежнему не хотят слушать людей, которые все больше беднеют, нервничают. Никто из нас в своих карманах так и не заметил окончания валютного кризиса. Да и разве может быть у слабой экономики сильная валюта? В самом деле, как может гривна укрепляться по отношению к доллару США, когда существует такой огромный фундаментальный дисбаланс? И в этой связи немало моих знакомых бизнесменов сегодня по серьезному опасаются, что из-за отсутствия у нас эффективных экономических реформ, Украина может скоро оказаться не в Евросоюзе, а в лучшем случае на соседней с Грецией койке в европейской палате интенсивной терапии.     

     Так кто же, наконец, П.Порошенко, А.Яценюк или В.Гонтарева, а вдруг А.Турчинов, или все вместе, смогут успокоить ситуацию на валютном рынке Украины? На каком уровне они защитят курс гривны к концу этого 2014 года? За $1 – 20 грн., 25 гривен? Только, без фанатизма, т.к. ранее у них, к сожалению, не удавалось в решении этой проблемы достигать координации. И пойдут ли «денежные» власти на новые мягкие или жесткие валютные ограничения?       

     Не поэтому ли сейчас все во власти в один голос говорят: мы ждем очередной кредит! Попрошайничаем не только у МВФ, кажется, мы пытаемся взять взаймы отовсюду. Лично для меня это очень похоже на поздний советский период, когда советское руководство привлекало деньги просто отовсюду, чтобы каким-то образом заткнуть «дыру» в госбюджете, не проводя никаких структурных и институциональных реформ. Все также требуют выпускать, выпускать и выпускать ОВГЗ (гособлигации), чтобы, увеличивая внутренний гривневый долг, хоть как-то затыкать бюджетные «дыры».     

     А что такое разместить гособлигации – это значит взять налог с населения в будущем, а инфляция – это налог с населения в настоящем. Теперь судите сами: по состоянию на 1 ноября 2014 г. расходы по погашению государственного долга Украины составляют 77 млрд. 769 млн. грн из 94 млрд. 428,4 млн. грн, предусмотренных на погашение госдолга помесячной росписью финансирования общего фонда госбюджета Украины на январь-октябрь 2014 года. Таким образом, отставание от графика по погашению госдолга составляет 17,6%, в частности, расходы по внутреннему госдолгу составили 50 млрд. 005,1 млн. грн, по внешнему государственному долгу - 27 млрд. 763,9 млн. гривен.     

     Вероятнее всего, понимая такое тяжелейшее состояние украинской экономики, инвестор-миллиардер Джордж Сорос (о котором в Интернете заговорили, как о будущем руководителе НБУ) именно поэтому призвал Европейский Союз создать современный «План Маршалла», чтобы помочь Украине выйти из кризиса и интегрироваться в Европу. По его словам, Евросоюз мог бы не только обеспечить приток прямых иностранных инвестиций, но и обучение специалистов, в первую очередь в сфере управления. В этой связи Сорос отметил очень важный аспект, что таким образом поступили страны Западной Европы по отношению к государствам Организации Варшавского Договора вначале 1990-х и этим обеспечили их успешный переход к рыночной экономике.     

     Однако, к сожалению, немало и таких наших международных партнеров, которые перестают верить в скорое проведение у нас экономических реформ и в начало развертывания настоящей борьбы с коррупцией. Так, например, 12 ноября этого года в ходе мероприятия в рамках подготовки ко второму Киевскому международному экономическому форуму Шевки Аджунер, Директор Европейского Банка Реконструкции и Развития в Украине, обозначил скептические перспективы создания и функционирования именно нового и нашего Банка реконструкции и развития Украины. Вот почему властям надо срочно и своим западным партнерам, и нашим гражданам честно сказать: когда от пустых слов они перейдут к конкретным делам. И этот период реформирования надо с максимальной эффективностью использовать в интересах нашей экономики. Иначе всё худшее еще впереди.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины    

Просмотров: 469