Сейчас модно говорить о необходимости выдвижения на руководящие посты в министерствах и ведомствах молодых и энергичных людей с дипломами зарубежных МВА

Сейчас модно говорить о необходимости выдвижения на руководящие посты в министерствах и ведомствах молодых и энергичных людей с дипломами зарубежных МВА. Этот самый диплом МВА даже преподносится, как некое магическое оружие, которое сможет с помощью волшебного слова сделать чудо, и Украина расцветет, и сразу станет второй Францией. В действительности МВА, это действительно сильная вещь, и лица получившие образование МВА имеют реальный багаж знаний, который отличает их от других лиц, без этого самого МВА. Но, не стоит из МВА делать миф. Не все так просто.

Так сложилось, что, будучи настоящим кандидатом экономических наук, мне пришлось преподавать в украинских ВУЗах, в том числе и в Университете им. Тараса Шевченко, и в канадском колледже, где как раз обучали по этой самой программе МВА. Поэтому, есть возможность сравнить и рассказать, что же такое МВА и чем оно так ценно.

Беда нашего высшего образования, это школярство. Несмотря на то, что об этом говорили еще во времена СССР и предлагали большое количество методов изжить этот отсталый метод образования. Но, никак это не получается. Есть отдельные попытки, и есть отдельные ВУЗы и преподаватели, которые отказались от этого самого школярства. Но есть очень многие уважаемые ВУЗы, которые надувают щеки, и рассказывая, какие они продвинутые и какие они европейские, но в действительности там обычное школярство.

Что такое «школярство» и почему это плохо? Все очень просто – это метод обучения, который еще был основой обучения в средние века в духовных семинариях, в отличие от духовной академии, где уже не было этого самого школярства. Суть его заключается в том, что преподавание и оценка знаний ученика строится по принципу: преподаватель сказал, и ученик должен все правильно повторить. Если он все правильно повторяет, это уже отлично, если он пытается изложить свою мысль – это неуд. Для духовной семинарии это было очень важно, чтобы ученики, или точнее школяры, заучивали наизусть текст Библии и не позволяли отклонения от текста. Очень часто священники в Средние века были безграмотными, зато на память знали текст Библии. За это их и ценили.

Вот, такая получается история. Уже давно нет средних веков, а методы преподавания и оценивания остались неизменными. Понятно, что это уже не может удовлетворять условия преподавания в современном ВУЗе, где все меняется и требуются не просто ученики, которые четко повторяют за преподавателем, а думают своей головой, и делают свои выводы. Но правильные выводы.

Поэтому и появилась другая система образования, которую можно назвать современной европейской или даже болонской, а высшим мастерством этого преподавания и есть МВА. Настоящее МВА количество лекций имеет немного. Очень часто эти лекции носят скорее познавательный характер, когда прочитать одну или две лекции приглашают не преподавателя, а практика, который может рассказать реальную экономическую жизнь. При этом оценка учащегося в МВА во многом зависит от его самостоятельной работы. Очень часто эта самостоятельная работа требует от учащегося не просто прочитать книгу, а реально решить проблему экономического характера.

Вот простой пример, как это делается. Ставится задание, пообщаться со страховыми компаниями, собрать информацию об их продуктах, проанализировать и сделать не просто доклад, а анализ, который можно потом уже опубликовать или продать заинтересованным страховым компаниям. Вот за успешное решение этой задачи и можно поставить отлично. А если человек не смог этого сделать, то тут все понятно. Диплом МВА он просто не заслуживает.

Красиво? Да. Действительно методика образования МВА учит студента думать и решать реальные задачи. А для этого ему приходится консультироваться у преподавателя и специалиста и читать не только ту литературу, которую рекомендуют, но и самостоятельно выискивать данные. Тяжело? Да. Поэтому очень многие настоящие МВА бросают, или ищут МВА – имитацию. Есть и такие учебные заведения, которые дают диплом МВА, но фактически не дают знаний нужного уровня. И это касается не только наших ВУЗов. В ЕС и США таких псевдо МВА очень много. Но это все к слову.

Итак, получается, что диплом МВА, это действительно заслуживает внимания и поэтому специалист с настоящим дипломом МВА значительно более опытный и умелый, чем без диплома. И это факт.

Но, как в любом случае, есть и другая сторона диплома МВА, особенно, если он получен в брендовом ВУЗе США или ЕС. Преподаватели там учат специалистов на опыте своих стран и не собираются вникать в отличие экономических моделей разных там стран типа Украина. Поэтому, любая финансовая модель, изложенная в учебнике МВА, всегда базируется на экономике США или ЕС, где есть развитый фондовый рынок; транснациональные корпорации, которые эксплуатируют развивающие страны; громадные и дешевые финансовые ресурсы в банках; чрезмерно громоздкая бюрократическая машина, которая в тот же момент базируется на принципе «неприкосновенности частной собственности», и многое другое, что существует в США и ЕС и не существует в Украине. Поэтому, очень часто владельцы дипломов МВА из Украины очень быстро и удачно делают карьеру в зарубежных компаниях в США или ЕС. Хорошо специалисты МВА вписываются в работу крупных зарубежных компаний и банков на территории Украины. Не удивительно, что часто при приеме на работу в совместные предприятия в Украине требуются лица с дипломом МВА. Но, к сожалению, этот диплом не всегда подходит, или точнее не может быть эффективно использован, если выпускник МВА пытается на практике реализовать методы, полученные во время образования, без поправки на украинскую модель. В этом случае получается то, что получилось с нашим бывшим министром экономики Павлом Шереметом. Как преподаватель с дипломом МВА – это талант, как министр экономики – он….

Все хорошо, когда это правильно использовать. И не создавать миф, там, где его нет.

Просмотров: 1481