15 сентября в письме за подписью первого заместителя министра Константина Ефименко Мининфраструктуры предложило Минфину увеличить акцизный сбор на бензин со 182 до 200 евро/т и унифицировать его ставку для дизельного топлива на уровне 120 евро/т. В министерстве почему-то уверены, что внесение таких изменений в законопроект «О государственном бюджете Украины на 2012 год» позволит дополнительно привлечь 4,36 млрд грн для улучшения финансирования автодорожного комплекса страны. Создается впечатление, что, лишившись более чем 500 млн грн из-за апрельских корректировок акциза и отчаявшись выбить средства на ремонт дорог вследствие его «отвратительного администрирования» Минфином (выражение вице-премьера Бориса Колесникова), в Мининфраструктуры хватаются за соломинку, чтобы выполнить срывающиеся планы.

Похоже, только сегодня чиновники начинают понимать, что включение транспортного сбора в акциз на нефтепродукты сделало невозможным получение средств на ремонт дорог из его общей копилки. В сентябре прошлого года председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин вдохновлено рассказывал о всех преимуществах отмены транспортного сбора в разрезе руководимой им области. Тогда его «специалисты» насчитали, что после включения указанного сбора в «самый низкий в Европе» акциз на бензин «у нас останется 500…700 млн грн. Это против 19 млн, которые мы имеем в этом году. Даже если мы ошиблись в два раза, все равно сумма, которая останется у нас в регионе, должна в разы улучшить качество наших дорог». Судя по предложениям чиновников (которым явно недостаточно того, что сегодня владелец «Таврии» или «Славуты» платит за «качество дорог» всемеро (!) больше, чем в 2010-м), харьковчане ошиблись не в два, а в двадцать раз. Похоже, в Мининфраструктуры наивно верят, что повышение ставок акциза автоматически приведет к росту поступлений в бюджет и увеличению отчислений «Укравтодору», не задумываясь о косвенных потерях от этого шага.

По сути, предлагаемое увеличение акцизного сбора на бензин со 182 до 200 евро/т – не более чем его индексация на прогнозируемую величину инфляции. Похожие изменения в Налоговый кодекс Украины Кабмин планировал внести и ранее. В частности, правительственный законопроект от 03.06.11 № 8630 предполагал ежегодно пересматривать ставки налогов и сборов (в том числе акцизы на нефтепродукты) с учетом индексов потребительских цен и цен производителей промышленной продукции. Но этот документ так и не был внесен в повестку дня, в том числе из-за резкой критики со стороны Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. В его заключении, в частности, говорилось, что авторы законопроекта (как и авторы письма Мининфраструктуры) не оценили, как отразится увеличение ставок на состоянии налогоплательщиков: «Ведь рост платежей неминуемо приведет к нарушению платежной дисциплины, увеличению затратности производства, росту цен на конечную продукцию и другим проблемам функционирования субъектов хозяйствования разных отраслей и сфер деятельности». «Новое повышение акцизного сбора на нефтепродукты может вызвать значительное социальное недовольство, поскольку уже на сегодня цена бензина достаточно высока». И далее: «Повышение акцизов может вызвать сокращение поступлений в Государственный бюджет Украины от других налогов (налога на прибыль предприятий, НДС и т.д.), повлиять на общую динамику цен и тарифов, в частности из-за повышения акцизного налога на нефтепродукты. Ежегодная смена ставок налогообложения указанных в проекте налогов в зависимости от уровня индексации потребительских цен и цен производителей промышленной продукции, имеющих тенденцию к постоянному росту, не будет способствовать стабильности работы плательщиков таких налогов, затруднит прогнозирование их деятельности на ближайшую перспективу».

Ко всему прочему, если точно придерживаться Бюджетного кодекса, то датированные 15 сентября предложения Мининфраструктуры несколько запоздали и, формально, не могут быть учтены в законопроекте «О государственном бюджете Украины на 2012 год».

Показательно, что в РФ, где также планировали ежегодно индексировать акцизы на топливо, от этой практики намерены отказаться. Во всяком случае, в Москве уже сформировано понимание того, что «акциз является таким налогом, который прямо транслируется в цену для конечного потребителя». По словам председателя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева: «[Налоги] следует отрезать от мировых цен, потому что их рост провоцирует просто рост соответствующего налога и розничных цен. При этом мы, конечно, понимаем, что бюджет должен наполняться, это основной источник наполнения на сегодня, поэтому… может быть компромиссное решение. При ценах [на нефть] выше определенного установленного законом уровня соответствующий акциз не должен расти выше…, переходить на «плато», например, а не устремляться вверх, когда это приводит к тому, что все растет в рознице. В будущем не должно быть такого налогообложения отрасли, которое приводит к прямому транслированию в цены для розницы».

Еще более абсурдным выглядит предложение Мининфраструктуры отказаться от дифференциации акциза на дизельное топливо в зависимости от содержания серы и установить его на уровне 120 евро/т (то есть увеличить акциз на высокосернистые марки на треть, а на соответствующие нормам Евро-4 и 5 – едва ли не втрое). Чиновникам, похоже, невдомек, что «по ставке акцизного налога 90 евро в 2010 г. в Украине не произведено ни одной тонны дизельного топлива, а ввезено лишь 9,2 тыс. т», как раз потому, что выпускать высокосернистые нефтепродукты стало невыгодно. Именно благодаря дифференцированной ставке акциза доля реализуемого в нашей стране евродизеля в 2007-2011 гг. возросла с 1…2 до 65…70%.

При этом в министерстве уверены, что «при реализации дизельного топлива через сеть автозаправочных станций цена данного продукта одинакова». Между тем, по данным НТЦ «Психея» на 30 сентября, 6223 украинских АЗС торговали дизельным топливом 11 марок по 9,09…10,99 грн/л. Если разброс ±10% означает, что «цена данного продукта одинакова», то чиновников Мининфраструктуры во главе с К. Ефименко следует в приказном порядке срочно учить арифметике.

Понятно, дорожникам несладко, но их предложения сродни идеям героев анекдота.

 

Едут в переполненном автобусе качок, каратист и программист. Вспотевший качок предлагает:

- Давайте, ребята, поднажмем и лишний народ вытолкнем.

Каратист возражает:

- Лучше замочим человек пять, и остальные сами разбегутся.

Программист:

- Зачем мучиться, давайте всех заархивируем и положим на переднее сиденье.

Просмотров: 687