В данной публикации – краткий анализ общеэкономической ситуации, госфинансов и основных параметров монетарной политики. Анализ этих факторов, а также факторов из Части 1 и Части 2, будет использован для выводов по курсу гривны в Части 4.

Общеэкономическая ситуация

Снижение реального ВВП во II квартале 2013 года ко II кварталу 2012 года составило 1,3%. Уменьшение ВВП происходит четыре квартала подряд, начиная с III квартала 2012 года. Кризисные явления прослеживались, прежде всего, в промышленности, строительстве и транспорте. Рост в сельском хозяйстве и торговле сдерживал развитие рецессии.

Динамика ключевых отраслей показывает, что снижение ВВП по итогам III квартала, скорее всего, усилилось (официальные данные будут опубликованы в декабре). В частности, под влиянием плохих погодных условий, темпы роста в сельском хозяйстве замедлились с 13,3% по итогам января-августа до 3,0% в январе-сентябре. Темпы роста розничной торговли замедлились с 11,2% в первом полугодии до 9,8% в январе-сентябре.

Слабая внешнеэкономическая конъюнктура и осложнение торговых отношений с Россией обусловили снижение промышленного производства в сентябре 2013 года к сентябрю 2012 года на 5,6% (-5,2% в январе-сентябре). Спад в строительстве в сентябре углубился до 24,9% (-16,2% в январе-сентябре). Снижение объемов грузооборота в транспорте в январе-сентябре составило 7,8%.

Сложная внешнеэкономическая конъюнктура и постепенное охлаждение потребительского спроса внутри страны не дают достаточных оснований для улучшения экономических ожиданий в IV квартале.

Резюме по фактору: Реальный ВВП снижается с III квартала 2012 года. Снижение ВВП в III квартале 2013 года, вероятно, усилилось. Предпосылки для улучшения ситуации в  IV квартале не очевидны.

Госфинансы

Бюджет

Согласно данным Министерства финансов Украины, дефицит сводного бюджета в январе-августе составил 34,6 млрд грн. Рост ОВГЗ в портфеле НБУ за этот период составил 32,2 млрд грн. Это значит, что 93% дефицита бюджета в январе-августе были профинансированы НБУ.

Если предположить, что дефицит бюджета в сентябре-декабре будет накапливаться с той же скоростью, что и в январе-августе (оптимистический сценарий), по итогам 2013 года он составит 52 млрд грн. На практике в конце года дефицит бюджета растет быстрее, чем в начале, а ситуация усугубляется падением ВВП и, соответственно, бюджетных доходов. Исходя из этого, предположение дефицита сводного бюджета по итогам года на уровне 62 млрд грн (сценарий 2) также не является сгущением красок.

Оценка дефицита госфинансов должна учитывать состояние Нафтогаза Украины. Дефицит Нафтогаза на 2013 год утвержден на уровне 18 млрд грн. При этом в процессе рассмотрения финансового плана Нафтогаза, предлагалось утвердить цифру 32 млрд грн.

Таким образом, в данном анализе используется предположение, что дефицит госфинансов в оптимистическом сценарии составит 52+18=70 млрд грн (около 5% ВВП), в сценарии 2 – 62+32=94 млрд грн (около 7% ВВП), то есть дефицит оценен на уровне 5-7% ВВП.

Госдолг

Госдолг Украины на 01.10.2013 составил 69,1 млрд дол, или 39% ВВП. Этот показатель сравнительно не высок. Низкий уровень госдолга – фактор поддержки гривны.

Динамика госдолга негативна. С 01.01.2009 по 01.10.2013 госдолг вырос почти в 3 раза – с 24,6 до 69,1 млрд дол. Если на 01.01.2009 правительственный сектор Украины по отношению к внешнему миру был нетто-кредитором (резервы НБУ составляли 31,5 млрд дол при внешнем госдолге около 18,5 млрд дол), то на 01.10.2013 ситуация гораздо хуже (резервы НБУ 21,6 млрд дол при внешнем госдолге 36,3 млрд дол).

Резюме по фактору: Дефицит госфинансов в 2013 году будет не менее 5-7% ВВП. 93% дефицита сводного бюджета в январе-августе профинансировано НБУ. Уровень госдолга не высокий (39% ВВП), но его динамика имеет негативную тенденцию.

Монетарная политика

Денежная база за год (за октябрь 2012 – сентябрь 2013) выросла на 28,4 млрд грн, или 13,6%, до 283,6 млрд грн. Темпы роста денежных агрегатов являются адекватными. Они соответствует цели поддержания стабильного курса гривны.

Денежная база США за аналогичный период времени выросла на 0,9 трлн дол, или на 34,4%, до 3,5 трлн дол. Это показывает, что НБУ (рост на 13,6%) использует эмиссионные механизмы гораздо консервативнее, чем ФРС (рост на 34,4%).

Рост денежного предложения сдерживался увеличением нормативов обязательного резервирования. НБУ ужесточил нормативы обязательного резервирования по средствам, привлекаемым банками в валюте. Нормативы обязательного резервирования по средствам в гривне не изменились – 0%.

В течение года НБУ дважды снизил учетную ставку (с 7,5% до 6,5%). Исторически это наиболее низкое номинальное значение учетной ставки. Одновременно дефляция за период октябрь 2012 – сентябрь 2013 составила 0,5%. Превышение номинального значения учетной ставки над изменением потребительских цен на 7% обозначает, что уровень реальных процентных ставок очень высок.

До 2012-13 гг учетная ставка НБУ, как правило, была ниже уровня инфляции. Это обозначает, что в реальном выражении она была отрицательной. Сейчас реальная учетная ставка НБУ – высокая.

Согласно данным НБУ, средний уровень процентных ставок банков по депозитам в гривне в сентябре был более 10%, по кредитам – более 15%.

Высокий уровень реальных процентных ставок в гривне оказывает поддержку курсу гривны.

Резюме по фактору: НБУ проводит сдержанную монетарную политику, поддерживающую курс гривны. Темпы роста денежных агрегатов сравнительно низкие, высокий уровень реальных процентных ставок и ужесточение требований обязательного резервирования способствуют поддерживанию стабильности курса гривны.

Просмотров: 902