Сегодня уже курс 14 грн, а что завтра

Официальный курс 13,65/$1, на сером валютном рынке доллары уже скупают по 14, а продают по 14,2 гривен. Даже государственные банки уже предлагают на продажу доллары по курсу 13,7-13,8 гривен. А в это время на странице НБУ в фейсбуке размещён текст, который даёт официальную трактовку события на украинском валютном рынке и пытается объяснить, что будет с курсом гривны в ближайшее время. Ибо курс 14 гривен, а тем более 20 гривен пугает украинцев.

Но позволяет ли текст НБУ на фейсбуке понять, что же происходит на валютном рынке? Это ещё тот вопрос…

«События на валютном рынке - топ-тема в СМИ на протяжении последнего месяца. Своё видение ситуации на рынке НБУ уже не раз высказывал и журналистам, и народным депутатам. Главное, что должно сейчас успокоить участников рынка - это понимание ими ситуации и умеренность любых действий».

С этим нельзя не согласиться, в результате чрезмерной долларизации украинской экономики и наличия большого количества наличной валюты, для Украины очень важна информация о валюте, которая распространяется в СМИ. Это в США и ЕС главная тема для обсуждения населения - безработица и инфляция, а в Украине - курс гривны.

«С целью обеспечения прозрачности и понятности процессов, которые происходят на межбанковском валютном рынке, Национальный банк стал публиковать оперативную информацию о текущих котировках и объёмах операций межбанковского рынка. Поэтому в настоящий момент и мы, и кто-либо другой видит объёмы операций на рынке оперативно и одновременно».

К сожалению, эта информация мало чем помогает тому, чтобы успокоить валютный ажиотаж в Украине. Ещё 2-3 года тому на сайте НБУ начали размещать оперативную информацию о состоянии межбанковского валютного рынка. Так, что эта инициатива не является чем-то новым и радикальным. Разница только в том, что год назад НБУ контролировал ситуацию на валютном рынке, а сейчас НБУ только наблюдает за валютным хаосом.

«Но это тактические вопросы, не следует забывать о фундаментальных факторах. Сбалансированный уровень валютного курса, который я озвучила, выступая в Верховной Раде (11,5-11,9 гривен/$), был построен на тщательном и реалистичном анализе.  В частности, специалисты НБУ использовали с этой целью несколько общепризнанных мировых методик».

Любой практик знает, что использовать для оценки или анализа украинской экономики американские  или европейские методики бессмысленно. В США или ЕС нет такого большого количества наличной валюты на руках у населения, а «теневая экономика» там не больше 10%, а у нас - 60%. Поэтому любые общепризнанные мировые методики не смогут объяснить, почему, в июле 2014 курс был 11,7 гривен, и зачем НБУ вышел с покупкой валюты, и тем самым спровоцировал новый виток девальвации гривны, хотя он знал, что на рынке валюты мало и скупка даже $80 млн спровоцирует девальвацию.

«Во-первых, метод фундаментального равновесного обменного курса, который позволяет удерживать дефицит текущего счёта в приемлемых пределах. Во-вторых, модель поведенческого обменного курса, в соответствии с которой равновесный курс определяется набором основных макроэкономических факторов, среди которых торговый баланс, объём внешних долгов, разрыв производительности труда по сравнению с торговыми партнёрами и тому подобное».

НБУ ещё не разместил информацию о платёжном балансе за июль 2014. Что же касается платёжного баланса за 6 месяцев 2014, то в июне Украина имеет дефицит $424 млн, а за первое полугодеt дефицит около $2 млрд. Если ради этого стоило девальвировать гривну на 65%, это действительно «в приемлемых пределах». Беда в том, что заработная плата украинцев никак не связана с динамикой курса доллара, не смотря на производительность труда.

«Что мы видели: обменный курс во втором квартале (около 11,7 гривен/$) уже был достаточным для почти полного нивелирования дефицита текущего счёта, даже при условии осложнений работы экспортных предприятий востока страны. Наши предприятия-экспортёры имели значительные ценовые конкурентные преимущества, к тому же мы наблюдали резкое сокращение импорта промышленных и потребительских товаров, которые заменяются украинскими аналогами».

Есть показатель РЭОК (реальный эффективный обменный курс) - это индикатор, который показывает, сколько экспортёры дополнительно зарабатывают благодаря девальвации гривны. Согласно данным НБУ, за июнь 2014 РЭОК  составил плюс 24,6% (дополнительный доход экспортёров). Вот только проблема в том, что за первое полугодие 2014 экспорт упал на почти на 6,7% по сравнению с прошлым годом, и только благодаря тому, что импорт упал на  16,7%, уменьшился дефицит внешней торговли. Но никакой замены импортных товаров на отечественные не произошло. Наоборот, резко упала покупательная способность украинцев, но зато выросли цены на 12% с начала года.

«Но курс может быть лишь тогда сбалансированным, когда ситуация в экономике является уравновешенной. А у нас в настоящий момент идёт настоящая война. Если говорить языком врачей, то у нас пациент даже не в удовлетворительном состоянии, а с "открытой раной", из которой течёт кровь. Поэтому именно неопределённость и невозможность тщательного прогнозирования фундаментальных факторов повлекло повышение курсовой волатильности, которая, в свою очередь, может провоцировать давление на цены как производителей, так и потребителей».

Действительно, в условиях военных действий на Востоке Украины, тяжело ожидать стабильности в экономике. Информация из Донбасса пугает украинцев. А антирусская истерия, которая раскручивается многими СМИ, ещё больше толкает украинцев скупать доллары и не доверять гривне. Но стоило бы напомнить, что все события в Крыму и на Востоке Украины - это следствие майдана, который фактически разрушил политическую и экономическую стабильность, и вверг страну в хаос и разруху.

«При всём этом рынок продолжает чувствовать давление со стороны неэкономических факторов, таких, как искусственное нагнетание паники среди населения и бизнеса, и желание отдельных игроков валютного рынка получить быструю прибыль: как экспортёров, которые скрывают валютные поступления, так и некоторых банков, которые совершают сомнительные операции по покупке валюты под фиктивные контракты и обязательства. Поэтому Национальный банк, кроме использования рыночных инструментов, перешёл и на применение административных мер».

Обвинение игроков валютного рынка в том, что они раскачивают курс - это методы Степана Кубива. Он постоянно свои ошибки списывал на мифических валютных спекулянтов. И, к сожалению, хотя уже Степан Кубив не глава НБУ, но его методы используют, чтобы объяснить свои ошибки. Хотя свои ошибки нужно признавать и исправлять, а не искать мифических спекулянтов.

«20 августа НБУ утвердил постановление, которое не только вводит норму о 100% продаже валютных поступлений экспортёров, но и существенно усиливает механизмы контроля за выполнением субъектами экономических отношений требований валютного законодательства. Так, отныне Национальный банк при необходимости будет требовать от банков приостановки проведения операций, которые имеют повышенный риск их использования с противоправной целью, а также требовать документы, которые подтверждают добросовестный характер осуществления таких операций».

И во времена Гетьмана, Ющенко, Арбузова Нацбанк тоже применял административные меры. Идея продажи 50% выручки экспортёрами - это как раз была идея Арбузова, когда он был главой НБУ. И тогда очень много ругали его за эту идею, хотя нужно было уже тогда ввести 100% продажи экспортной выручки. Так, что это действие НБУ можно вполне поддержать и считать действительно необходимым на данном этапе. А вот ручное управление валютным рынком, когда предлагается кем-то определять продавать или не продавать валюту, это уже очень опасно и чревато проблемами начало 1990-х, когда тоже практиковали методы продажи валюты только для «своих». В результате это только ухудшило ситуацию на валютном рынке и породило небывалую коррупцию - для того, чтобы купить валюту, приходилось платить «нужным людям из НБУ».

именно:покупка иностранной валюты по фиктивным экспортно-импортным контрактам;покупка иностранной валюты по фиктивным соглашениям с ценными бумагами;покупка иностранной валюты по мнимым соглашениям, содержанием которых является искривление реальной сути транзакции (например, покупка валюты на погашение валютного кредита, который был предоставлен без реальных оснований);покупка иностранной валюты для сокрытия валютной выручки от обязательной продажи посредством взаиморасчёта и так далее.

Любой практик валютного рынка знает, что нельзя во время покупки-продажи валюты чётко определить  фиктивный или нет экспортно-импортный контракт. Поэтому такого рода административные меры ничего общего не имеют с борьбой с валютными спекулянтами, а просто создают больший простор для коррупции. В результате пострадают как раз легальные сделки, так как к ним можно будет придраться и запретить покупку-продажу валюты. Что же касается действительно «серых» валютных схем, то они только получат большее распространение, так как теперь будет выгодно за небольшой «подарочный набор» купить валюту по нужному курсу и перепродать уже по завышенному. Любые административные меры, а тем более такие «топорные», только создают простор для разного рода валютных спекуляций, и стимулируют рост «серого валютного рынка». Стабилизирует ли это курс доллара? Вряд ли. Такими методами, можно только создать 2 курса - официальный и серый.

Отдельно остановлюсь на вопросах, которые часто обсуждаются в прессе - средствах, выделенных НАК Нафтогаз Украины для расчётов за использованный газ в сумме $3,1 млрд, что эквивалентно 42 млрд гривен. Необходимая сумма уже зарезервирована на специальном счёте в НБУ и на рынок она в любом случае не попадёт - ни через канал национальной, ни через канал иностранной валюты.

Тут всё правильно. Эти $3,1 млрд НБУ продаст НАК Нафтгаз из золотовалютных резервов. В этом случае действительно такого рода операция на валютный рынок не повлияет. Но почему не сказать правду, что валюта будет продана за счёт золотовалютных резервов?

Кроме того, все другие платежи по внешним обязательствам, как государства, так и крупных государственных предприятий, уже учтены в наших программных расчётах, которые были согласованы со специалистами и руководством правительства и МВФ. Поэтому мы имеем чёткую картину как относительно платежей по внешним контрактам и долгам, так и относительно источников их финансирования.

Всё это верно, если Украина получит кредит МВФ в сентябре 2014. А если не получит? Второй транш кредита МВФ не предоставил. Теперь есть надежда получить третий  и второй транши вместе в сентябре. Но если поступления не будет, то нужно будет где-то найти $1,7 млрд, чтобы погасить еврооблигации НАК Нафтогаз и около $800 млн для погашения старых кредитов МВФ. Иначе будет дефолт. Точнее, невозможность Украины погашать свои внешние долги.Вот такие реалии нашей жизни.

Просмотров: 5121