Во всем мире успешное ведение бизнеса основано на доверии. Но в нынешнем году трейдерам все труднее привлекать потребителя, придерживаясь старой маркетинговой политики. Уже не помогают ни новые программы лояльности, ни стимулирование больших разовых закупок. Отечественные потребители все сильнее реагирует на негативную информацию о компаниях. Хотя платежеспособность большинства продолжает падать, 69% из них не приобретают нефтепродукты на АЗС, которым не доверяют, даже если они стоят дешевле.

Автомобилисты уже не верят заявлениям участников рынка об их неблагополучном финансовом состоянии, низкой марже и падении выручки. Эта позицию потребителей активно поддерживают депутаты и чиновники, не упуская ни одной возможности обвинить трейдеров в сокрытии доходов и получении сверхприбыли. Неудивительно, что 679 из 1052 автомобилистов, опрошенных компанией «ЛИГАБизнесИнформ» (65%), назвали главной причиной подорожания бензина в нынешнем году сговор между операторами рынка и «нарушение конкуренции», а 248 уверены, что топливо дорожает из-за слабого контроля государства над ценами (хотя это запрещено действующим законодательством). Всего 87 участников голосования (8%!) вспомнили о нефтяных котировках и всего 30 связали увеличение стоимости бензина на АЗС с отсутствием у государства эффективного механизма топливных интервенций.

Между тем, ситуация на рынке нефтепродуктов особенного оптимизма не вызывает. По данным Госстата, за десять месяцев нынешнего года через сеть АЗС было реализовано в розницу на 5,2% меньше нефтепродуктов, чем за аналогичный период прошлого года (4,22 по сравнению с 4,42 млн т). При этом в октябре продажи бензина и дизельного топлива сократились по сравнению с октябрем 2010 г. на 11,4 и 10,4% соответственно (до 297 и 153 тыс. т). Особенно заметно падение спроса в Киеве и области, Львовской и Винницкой областях.

«Подумаешь, – скажет любой автомобилист, – всего 10% снижения! Ведь как цены задрали!» Никто не спорит: нефтепродукты подорожали, причем значительно (в декабре 2010-го отечественный «пятый» стоил 7,50 грн/л). Впереди нас по темпам роста – лишь Россия с Белоруссией. Значит, ату их, в смысле, трейдеров? Тем более что общая сумма, вырученная от розничной продажи бензина и дизельного топлива в октябре 2011 г., соответственно на 23 и 28% выше, чем год назад (4,1 и 1,8 млрд грн). «Зажрались», – как безапелляционно заключил один из обитателей Белого дома на Грушевского. Но не все так просто, особенно если учесть провальную для всех операторов первую половину года и тот факт, что значительное повышение ставок акциза заметно перераспределило доходы между компаниями и государством в пользу последнего. К тому же все больше автомобилистов отказывается от самого прибыльного для компаний «именного» бензина, отдавая предпочтение даже не «пятому», но более дешевому «второму», а то и вовсе сжиженному газу. Так что, заявляя о сверхдоходах трейдеров, правительство должно понимать, что недовольство отечественных потребителей высокими ценами и низким качеством нефтепродуктов на заправках может быстро перекинуться и на него.

Кстати, кризис доверия – далеко не украинский феномен. По данным Европейской комиссии, даже в еще недавно благополучных странах-членах ЕС (куда мы так стремимся попасть) индекс доверия потребителей падает уже пятый месяц подряд, снизившись в ноябре до рекордной с августа 2009 г. отметки (минус 20,4). Исполнительный директор по энергетике британской компании EDF Винсент де Рива сознается: «Мы признаем, что среди общественности, наших клиентов, регулирующих органов, политиков широко распространено непонимание и подозрение к [энергетической] отрасли в целом».

И замеченное В. де Ривой подозрение уже обретает вполне конкретные правовые очертания. Не так давно правительство РФ вынудило российских нефтяников взять на себя обязательства в 2011-2020 гг. полностью перейти на выпуск нефтепродуктов, соответствующих европейским экологическим нормам, и согласиться с применением санкций, последующих, если планы останутся на бумаге. В документах, подписанных 11 нефтегазовыми компаниями и шестью НПЗ с одной стороны, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором, Росстандартом – с другой, изложены детальные планы по модернизации НПЗ и производству топлива, в частности установлено, что с 2015 г. весь бензин, производимый большинством заводов, должен соответствовать нормам Евро-5.

В свою очередь, правительство ФРГ развернуло кампанию по снижению цен на нефтепродукты. В мае Федеральное ведомство по надзору за деятельностью картелей признало наличие олигополии на топливном рынке, обвинив Aral/BP, Shell, Total, Jet и Esso в необоснованном повышении цен на немецких заправках (АЗС этих брендов продают около 65% потребляемых в Германии нефтепродуктов). В октябре министерство экономики ФРГ подготовило ряд поправок в закон о противодействии ограничению конкуренции, призванных усложнить манипулирование ценами. Планируется ввести также ограничения на частоту смены ценников на заправках. По словам уполномоченной по защите прав потребителя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Метхильды Хайль, «владельцы немецких АЗС будут иметь право поднимать цену не чаще одного раза в сутки, но снижать столько, сколько им заблагорассудится». (Такие правила уже действуют с начала года на австрийских заправках.)

Впрочем, это происходит не в Украине. У нас трейдеры по-прежнему надеются на чудо, а отраслевые чиновники еще больше подрывают доверие граждан, манипулируя законодательством в личных целях. Что поделать – кризис.

 

Кризис? Какой кризис? Нет никакого кризиса. Выполняется обычная штатная процедура изъятия денег у населения.

Просмотров: 569