Таможенный кодекс взялся отрегулировать один из самых болезненных вопросов нашей экономической модели, это цены на ввозимые из-за рубежа товары.

Несмотря на летнюю жару вот уже почти месяц наша страна живет по новому Таможенному кодексу. Уже можно начинать его ругать. За всю историю Украины не помню закона или кодекса, который наши законодатели способны сделать качественным и работоспособным с первой редакции. Внесение изменений в действующие законы, это любимое развлечение наших законодателей. Так что, скорее всего, и Таможенный кодекс этой участи не избежит. Но сейчас есть возможность проверить его в «боевых условиях».

Если кто помнит, в 90-х годах таможня усиленно и долго боролась с «челноками». Сколько было принято грозных постановлений, сколько было проведено рейдов на границе, и все напрасно. Но времена, меняются и экономическая ситуация меняется. Поэтому по новому Таможенному кодексу Главная таможенная служба Украины явно решила не морочить себе голову физическими лицами. Теперь физические лица не обязаны письменно декларировать ввоз или вывоз товаров на сумму свыше 1000 евро, раньше было 200 евро. Это если физическое лицо пересекает границу Украины на самолете, а если граница пересекается по железной дороге или автомобильным транспортом, то теперь сумму недекларирования повысили до 500 евро. Повышена и сумма стоимости посылок, которые физические лица могут получить из-за границы. Теперь стоимость такой посылки до 300 евро не подлежит таможенному оформлению и на нее не нужно уплачивать никаких налогов. Это довольно таки хорошая новость для международных Интернет-магазинов, которые как раз специализируются на международной посылочной торговле товарами. Для таможни Украины физические лица стали малоинтересными, как объект контроля. Нет «челноков» и не нужно никого контролировать. Теперь главная забота таможни, это юридические лица.

Таможня уже давно проводит практику всеохватывающего учета всех грузов и их владельцев, которые пересекают украинскую границу. И надо отдать должное, это приносит свои плоды. Согласно официальным данным НБУ, в Украине за период с 2005 по 2008 год была очень странная практика, когда солидная сумма валюты не поступала в Украину, хотя товары были отравлены. В 2007 году такая сумма недопоступления валюты в Украину составила больше 5 млрд. долл., в 2006 году около 4,3 млрд. долл. А вот уже в 2011 году только 93 млн. долл. Таможенный кодекс фактически законодательно закрепляет права таможни по всеобщему контролю над движением грузов, которые пересекают границу. А взаимодействие с НБУ позволяет таможне отслеживать поступление денег из-за границы нашим экспортерам.

Таможенный кодекс взялся отрегулировать один из самых болезненных вопросов нашей экономической модели, это цены на ввозимые из-за рубежа товары. Таможня, как государственный орган хочет, чтобы импортеры показывали реальные цены, так как от их размера зависят и сборы в госбюджет. В свою очередь импортеры явно склонны занижать цены, которые стоят в инвойсах на импортные товары. Всегда хочется платить меньше. Теперь таможня получила больше прав по контролю над уровнем цен, по которым ввозятся товары из-за рубежа. Но, при этом согласно Таможенному кодексу органы таможни несут ответственность за отказ от определения таможенной стоимости, и в случае отказа, они обязаны письменно обосновать этот отказ. В свою очередь импортер получил возможность обжаловать в суде официальный отказ таможенной службы и потребовать восстановления его прав и компенсацию убытков за счет денег из госбюджета. Можно сказать, что права и обязанности таможни и импортеров уравновесили.

Наиболее резонансным нововведением Таможенного кодекса является ограничение времени таможенного оформления 4 часами. В случае превышения этого уровня работник таможни будет нести персональную ответственность. Хочется посмотреть на практике, как этот механизм будет работать и насколько это условие реально повлияет на качество работы таможенников. Никто не любит волокиты, особенно если эту волокиту создают госчиновники.

Время покажет, насколько Таможенный кодекс действительно помогает на границе, а что явно мешает и таможне и участникам внешнеэкономических операций. Тут главное за счет изменений в Таможенном кодексе не перестараться. А то можно не только улучшить, но и ухудшить.

Просмотров: 1755