То, что 17 сентября предложила в Верховной Раде министр финансов Н.Яресько, а депутаты утвердили своим голосованием, расшифровывается очень просто:  размещение государственных деривативов – это значит взять налог с населения в будущем, а сегодняшняя инфляция – это налог с населения в настоящем.

 

     Внимательно слушая 17 сентября выступления в Верховной Раде отдельных политиков, меня не покидало ощущение, что они окончательно утратили наше доверие к экономической политике своих политических сил. Не могут толком раскрыть преимущества и недостатки своих политических решений, наконец, не в состоянии сделать выбор между страшной истиной и чудовищной ложью. И как обычно в последнее время без широкого обсуждения в экспертном сообществе, а, наоборот, по сокращенной программе обсуждения Верховная Рада в тот день утвердила законопроекты Кабмина, необходимые для реструктуризации государственного долга.     

     И дело даже не в том, что нравится или нет та или иная партия. Дело в их ошибках. И в том, что между лозунгами «Даешь!» и «Долой!» надо вносить еще некий содержательный элемент: что нужно сделать, чтобы заставить экономику работать, а чиновников думать на несколько шагов вперед. Ведь то, что 17 сентября предложила в Верховной Раде министр финансов Н.Яресько, а депутаты утвердили своим голосованием, расшифровывается очень просто:  размещение государственных деривативов – это значит взять налог с населения в будущем, а сегодняшняя инфляция – это налог с населения в настоящем. Выходит, Кабмин никак не может обслуживать  госдолг без девальвации гривны и плюс инфляция. И соответственно по обязательствам нынешней власти будут отвечать наши дети и внуки. Что тут дальше говорить – профессионалы!

     Судите сами. Вот что заявила в Верховной Раде 17 сентября министр финансов Н.Яресько: «3,6 млрд. долларов США, что составляет 20% от 18 млрд. долл. США долга списывается кредиторами. Остаток долга погашается с 2019 по 2027 г.г.. Процентная ставка 7,75%. Кредиторы согласились на такую значительную уступку Украине при условии получения инструмента, так называемого государственного дериватива. Мы платим за этим инструментом только в таких случаях, если прирост реального ВВП будет больше чем 125,4 млрд. долларов США, сравнивая с сегодняшним ВВП 85 млрд. долларов (только если реальный прирост ВВП будет больше 3%)… Мы платим за этим инструментом в таких случаях. Первое, если рост ВВП от 3 до 4% мы платим 15% от прироста более чем 3%.  Если прирост реального ВВП больше 4%, мы платим 40% от прироста более 4%. Срок действия этого инструмента - 20 лет (от 2021 до 2040 г.г.)».     

     Словом, хорошо работая, наращивая объемы ВВП Украины, мы будем такими же темпами обогащать наших кредиторов. Такие жесткие условия кредиторы не ставили ни Греции, ни Польше при списании их долгов. Думаю, особенно в эти дни необходимо смотреть на украинских политиков: они сегодня способны нанести национальной экономике наибольший вред (хотя, возможно, и пользу). Как ни горько это признавать, но в настоящее время самая большая проблема в том, что Кабмин не занимается выполнением двух ключевых задач.    

     Во-первых, не сформировал резервы, которые можно было задействовать из-за девальвации гривны, а также не накопил хотя бы небольшой объем неиспользованных инвестиционных средств, которые бы позволили нам конкурировать на мировых рынках. К сожалению, ни того, ни другого у нас нет. Во-вторых, учитывая тот факт, что у нас фактически в экономике моноэкспортная система, мы экспортируем преимущественно металл и сельхозпродукцию, Кабмин  никак не стимулирует создание внутренней глубокой переработки продуктов. Нужно производить конечный продукт для потребителя. Поэтому сейчас, пользуясь так называемой кредитной передышкой, надо активно развивать гривневый рынок. А для этого НБУ следует как можно скорее наладить гривневое финансирование реального сектора экономики. Для чего? Для того, что, получая финансирование в гривнах, производитель будет выпускать продукцию, которую потом сможет продавать на экспорт за иностранную валюту.     

     Что в текущей ситуации делать? Последовательно начать снижать учетную ставку Нацбанка и запускать внутреннее кредитование реального сектора экономики, а также стимулировать внутреннее гривневое потребление. Далее, как известно, инвесторы любят либо высокие риски при низких зарплатах, т.е. дешевый труд при различных рисках; либо надежные институты, т.е. развитые субъекты рынка при дорогом труде. Но, что в условиях вооруженного конфликта и рецессии могут предложить  инвесторам, например, министр минэкономразвития А.Абромавичус и министр финансов Н.Яресько?     

     Ответ очевиден – первый вариант, который для Украины бесперспективен и опасен. Поэтому живем мы всё хуже и хуже, а долговая или кредитная трясина затягивает всё глубже. Правда, есть еще набор решений. Но для «наших» иностранцев во власти - это уже из области высшей математики и из тумана ненужной мистики, т.к. они не знают наш украинский менталитет, и в перспективе не собираются подытоживать свой жизненный путь на чужой земле. Украина для них не Родина, а территория для зарабатывания больших денег. Поэтому они не будут «включать» свои мозги для того, чтобы формировать на этой территории нужные и верные комбинации решений, на которые необходимы еще время и политическая воля.     

     Итак, сейчас мы оказались в некоем провале. Это понятно. Но так будет не всегда. В это искренне верю. Ведь чем острее проблема, чем острее нужда, тем вероятнее появление верного и сильного ответа.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Учредитель «Киевского фондового центра»

 

Просмотров: 528