11 ноября «Коммерсант-Украина» вновь заметил несуществующую тенденцию. На этот раз читателя пытаются убедить, что дизельное топливо успешно вытесняет бензин с отечественного рынка. Причем со ссылкой на вице-президента ООО «ТНК-ВР Коммерс» по продажам, трейдингу и логистике Елену Алексееву, по словам которой (цитируется по «Коммерсанту»): «Спрос на дизтопливо в Украине постепенно растет до докризисного уровня в результате увеличения грузоперевозок и роста парка дизельных автомобилей. Спрос на бензин, наоборот, снижается из-за высоких цен и, как следствие, перехода автовладельцев на сжиженный газ, потребление которого ежегодно растет». Как утверждают далее журналисты газеты, тенденция на украинском рынке повторяет европейскую – в ЕС реализация дизельного топлива за полгода выросла на 4,5%, а продажи бензина упали на 1,3%, тогда как в СНГ было зафиксировано увеличение реализации бензина и падение продаж дизеля (соответственно на 4,3 и 6,8%).

Фантазия «Коммерсанта» в отношении топливного рынка, как всегда, безгранична. Оказывается, что такое соотношение продаж, например, в Белоруссии, объясняется низкими ценами на бензин, обусловленными дешевизной российской нефти («на 20% дешевле, чем в Украине»). То, что заниженную стоимость топлива на АЗС нашей северной соседки устанавливает государство – это, наверное, абсолютно несущественно. Почему-то забыт и рост цен на нефтепродукты в России и Белоруссии, по темпам которого они обогнали нашу страну, и дефицит бензина в РФ и Казахстане, который, видимо, и способствовал «увеличению» его продаж «на 4,3%».

Четкие формулировки Елены Алексеевой в воображении журналистов были искажены до неузнаваемости, а постепенное восстановление докризисного спроса на дизельное топливо превратилось в успешное вытеснение бензина с отечественного рынка. Достаточно заглянуть в данные Госстата, чтобы убедиться: до показателей 2008 г. Украине еще очень далеко. К примеру, в сентябре объемы продаж дизеля через АЗС сократились по сравнению с сентябрем прошлого года почти на 6% (до 148 тыс. т; бензина более чем на 9%, до 294 тыс. т). В первом полугодии 2011-го использование дизельного топлива в экономике нашей страны действительно возросло (до 2,56 млн т; +9% по сравнению с январем-июлем 2010 г.). Однако до кризиса Украина потребляла этого ресурса на 10%, чем сейчас (2,84 млн т в первом полугодии 2008 г.). Так что, как совершенно правильно заметила вице-президент ООО «ТНК-ВР Коммерс», спрос лишь «постепенно растет до докризисного уровня».

Кстати, было бы интересно узнать, из какого источника «Коммерсант» почерпнул информацию, что «в ЕС продажи дизтоплива за полгода выросли на 4,5%, а продажи бензина упали на 1,3%». Ведь получить такие данные в Евростате будет возможно лишь в следующем году. Спорно и утверждение журналистов о повторении украинским рынком «европейской тенденции». Никто не спорит: доля дизельных автомобилей на наших дорогах с 2005 г. действительно возросла с 14 до 18% (с 0,92 до 1,43 млн штук), увеличилось и количество проданных транспортных средств, использующих этот вид топлива. Но, во-первых, 18% дизельных автомобилей в отечественном автопарке несравнимы с половиной в немецком и почти 60% – в австрийском. Во-вторых, приводимая в качестве доказательства дизелизации нашей страны, доля в 28%, которую заняли автомобили с таким двигателем в структуре реализации официального импортера Mitsubishi Motors, отнюдь не уравнивает нашу страну с ЕС (в частности, с Францией, где в 2008 г. на долю дизелей пришлось 80% продаж). В-третьих, рост дизельного автопарка в Украине отнюдь не означает увеличения объемов реализации соответствующего вида нефтепродуктов. Скорее, наоборот, поскольку новые автомобили значительно экономичнее своих предшественников, выпущенных до кризиса.

Требовательнее новые двигатели и к качеству нефтепродуктов, которое государство уже давно не контролирует. Между тем, по данным общественных организаций (например, Autovisio), именно характеристики реализуемого в настоящее время в стране дизельного топлива (в первую очередь, отечественного и ввозимого из РФ) вызывают наибольшее количество нареканий со стороны автомобилистов. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку в Украине существует всего три сертифицированные лаборатории, в которых можно определить соответствие всех характеристик реализуемого ресурса ДСТУ 4839:2007. Так что директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «Нико» Ярослав Вовк, на которого ссылается «Коммерсант», откровенно лукавит, говоря: «Большинство производителей поставляли в страну преимущественно бензиновые автомобили из-за проблем с качественным дизельным топливом в Украине и высоким спросом на дизели в Европе. Но в последние годы ситуация изменилась». Впрочем, не исключено, что последняя фраза Я. Вовка относится к совсем другому его высказыванию, а, говоря о ситуации с качеством, он имел в виду, что она изменилась в худшую сторону.

Наконец, не факт, что дизелизация Европы продолжится. В соответствии с обнародованным этим летом планом Генерального директората Еврокомиссии по вопросам налогообложения и таможенного союза, вместо существующих в настоящее время налогов и акцизов, взимаемых с физических объемов энергоносителей, всем странам ЕС будет предложено ввести объединенный налог, формируемый из двух составляющих:

– минимального налога на выбросы углекислого газа, образующегося при сжигании энергоносителей (CO2 emission factors);

– минимального энергетического налога, определяемого низшей теплотой сгорания топлива (net (lower) calorific value, NCV).

В случае утверждения плана государствам-членам ЕС придется изменить действующий режим налогообложения нефтепродуктов. Сегодня во всех странах (за исключением Великобритании) дизельное топливо, несмотря на большие, чем у бензина, теплоту сгорания и эмиссию углекислого газа, облагается налогом по более низкой ставке. Но, по мнению экспертов Еврокомиссии, при существующей системе налогообложения рыночные цены указанных нефтепродуктов не отражают реального соотношения между спросом и предложением (с учетом налогов (то есть на АЗС) дороже бензин, без учета – дизельное топливо, что приводит к увеличению спроса на последнее, несмотря на его дефицит в ЕС). Если новый налог ввести сегодня, то при сохранении акциза на бензин в Германии на нынешних EUR0,89/л, федеральные власти должны будут увеличить сборы с дизельного топлива с EUR0,68 до EUR1,08, что поставит крест на дальнейшей дизелизации как ФРГ, так и других стран ЕС.

Впрочем, журналистов «Коммерсанта» это не интересует. Из всего вышеизложенного они делают абсурдный, но политически целесообразный вывод, приписывая его (на всякий случай) ведущему эксперту по рынку нефтепродуктов Украины (как всегда, не подозревающего об этом) – «главному инвестстратегу ИГ «Брокеркредитсервис» Максиму Шеину». Последний, якобы, утверждает: «Собственники украинских НПЗ заинтересованы в инвестициях в улучшение качества дизтоплива, но до тех пор, пока рынок не будет защищен от импортных нефтепродуктов, вряд ли нефтяные компании смогут их реализовать». Но если внутренний рынок «будет защищен от импортных нефтепродуктов», то на время «улучшения качества дизтоплива» (то есть года на три-четыре, ведь идеи нужно воплощать в металле) украинский потребитель будет надежно «защищен» от ресурса, которого и требуют новые автомобили. Как заявил первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины Рафаэль Кузьмин: «Введение импортной пошлины может создать дефицит качественного топлива на рынке и негативно отразиться на населении». А если качество нефтепродуктов еще больше упадет, то о каком же увеличении продаж намного более чувствительных к нему дизелей можно вести речь?

 

Охотнее, чем заблуждениями, человек делится со своим ближним только советами.

Просмотров: 1388