Расширение масштабов самовольной и незаконной добычи янтаря и необходимость приведения этого вида недропользования в правовое русло требуют применения соответствующего фискального инструментария регулирования отношений, связанных с пользованием недрами для добычи такого полезного ископаемого.

Янтарь – это органическое вещество, образовавшееся под влиянием комплекса естественных факторов, и его добыча уже означает присвоение ренты, поскольку недропользователь привлекает в хозяйственный оборот материальную субстанцию, которую он сам не создавал, а только понес затраты на организацию ее добычи. От уровня обоснованности ставок рентной платы за добычу янтаря зависит эквивалентность изъятия янтарной ренты.

Поэтому с 1 января 2016 года добыча янтаря, как и другие виды деятельности, связанные с пользованием недрами для добычи полезных ископаемых, сопровождается уплатой рентной платы. Кабинет Министров Украины для упорядочения системы фискального регулирования добычи янтаря в перечень кодов бюджетной классификации ввел код 13031000 «Рентная плата за пользование недрами для добычи янтаря».

24 декабря 2015 года был принят Закон Украины №909-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году». Данный законодательный акт с 1 января 2016 года установил на добычу янтаря рентную плату в размере 25 % от стоимости товарной продукции горного предприятия. На 01.03.2017 года сохраняется такая ставка, то есть горное предприятие, осуществляющее добычу янтаря, должно платить рентную плату в размере 25% от стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2016 году планировалось от взыскания рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря привлечь в Сводный бюджет Украины 1,5 млрд. грн., а фактически привлекли 2,06 млн. грн. План выполнен на 0,14%. Более того, весь объем рентной платы направлен в Государственный бюджет Украины. Местные бюджеты не получили ни копейки. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 года, №1370, которое вносит изменения в перечень, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 декабря 1994 года, №827, янтарь – это полезное ископаемое общегосударственного значения.

То есть уже в самом начале введения рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря этот фискальный инструмент направлен на пополнение финансовых фондов государства, а не территориальных общин. При таких условиях посылы представителей местного самоуправления в регионах, где находятся основные месторождения янтаря, о том, что увеличение добычи янтаря приведет к существенному увеличению поступлений в бюджеты территориальных общин, являются не чем иным как очередной порцией популизма ради завоевания электоральных симпатий.

Добыча янтаря начнет способствовать наполнению местных бюджетов только тогда, когда будет легализирован сам процесс добычи, определены основные операторы, а наемные рабочие начнут получать официальную заработную плату и платить в бюджеты территориальных общин налог на доходы физических лиц.

Невыполнение плана поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря в Сводный бюджет Украины еще раз подтвердило предположение о том, что очень многие стороны заинтересованы в консервации теневого и непрозрачного характера добычи данного вида полезных ископаемых.

В конце концов, добыча янтаря – это не панацея от хронической отсталости Полесского региона, поскольку сопровождается многочисленными эколого-деструктивными процессами, которые могут иметь необратимые последствия для окружающей среды, в частности для развития лесного и сельского хозяйства. Да и рекультивация нарушенных земель в результате добычи янтаря очень капиталоемкая вещь.

В целом, 25% – это довольно приемлемая ставка рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря. Другое дело – межбюджетное ее распределение. Возможно, стопроцентное ее поступление в Государственный бюджет Украины будет демотивировать местные власти наводить порядок на янтарных разработках.

Судя по тому, что прорывных сдвигов по легализации добычи янтаря в 2017 году не наблюдается и соответственно остается не идентифицированной реальная база изъятия янтарной ренты, значительного увеличения поступлений рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря в Государственный бюджет Украины по истечении текущего года не следует ожидать.

Консервация «янтарной лихорадки» – это базовый тренд деятельности региональных бизнес-элит, настроенных присваивать янтарную ренту полностью.

 

Василий Голян,

директор общественной организации

«Европейский аналитический центр»

Теги: украина янтарная рента василий голян
Просмотров: 232