Национальный банк презентовал дорожную карту по переходу к инфляционному таргетированию. Целевые показатели на ближайшие 3 года НБУ определил таким образом: 12% с возможностью отклонения +/-3% к концу 2016 года, 8% +/-2% к концу 2017 г., 6%+/-2% к концу 2018 г. и наконец 5% +/- 1% в 2019 г.

Как известно, инфляция не является абсолютно обособленным показателем. Она является одним из целого перечня показателей (среди которых и рост ВВП, и занятость, и показатели экспорта-импорта и т.д.), которые характеризуют состояние экономики государства в целом. 

В постановлении Правительства Национального банка Украины от 18.08.2015 №541 «Об Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2020 года», в которой определены цели и способы их достижения, в том числе и в части внедрения инфляционного таргетирования, указано, что «Национальный банк будет достигать своих целей касаемо инфляции, в первую очередь, путём изменения  ключевой процентной ставки денежно-кредитной политики (синхронизованной с учётной ставкой) – процентной ставки за операциями Национального банка, которые имеют наибольшее влияние на состояние денежно-кредитного рынка. Другие инструменты денежно-кредитной политики будут играть вспомогательную роль; они будут способствовать сглаживанию передачи эффектов от изменения ключевой ставки политики в экономику, а также сбалансированному развитию финансовых рынков. Кроме того, Национальный банк будет применять все необходимые меры для соблюдения режима плавающего валютного курса». Эти же подходы определены и в Дорожной карте перехода к инфляционному таргетированию.

Возможности достижения Национальным банком задекларированных целевых показателей будут определяться:

1. Качеством взаимодействия с Кабинетом Министров. Потому что самостоятельно влиять на инфляцию исключительно монетарными методами НБУ, как известно, не сможет, поскольку значительный вклад в формирование показателей инфляции дают регулируемые цены и тарифы, экспорт, приток инвестиций, которые значительным образом зависят от ситуации на мировых рынках и текущей политики правительства, и т.д.). В Дорожной карте это сотрудничество формально свелось (со стороны Правительства) только к «сбережению взвешенной фискальной политики; сотрудничеству в прогнозировании;  координации действий; развитию рынка государственных ценных бумаг».

2. Доверием к политике НБУ и финансовой системе в целом. Инфляционное таргетирование – это комплекс монетарных мер, которые применяются центральными банками для контроля над уровнем инфляции. При этом, одним из главных инструментов являются процентные ставки – изменяя учётную ставку центральный банк опосредованно влияет на стоимость депозитов и кредитов: при снижении учётной ставки снижается стоимость кредитных ресурсов и растёт потребительский спрос стимулируя экономику (но в долгострочной перспективе негативным фактором выступает рост инфляции), при повышении – снижается инфляция, но и ограничивается экономический рост. Это теория. Но в Украине учётная ставка уже давно не является качественным показателем для обеспечения экономического роста. Например, Национальный банк постепенно понижает учётную ставку (за год – на 8 процентных пунктов), но кредитование так и не возобновилось. При этом, имея достаточную ликвидность, банки предпочитают вкладывать деньги в депозитные сертификаты Национального банка, а не в экономику. К тому же не стоит забывать и об курсовых колебаниях, поскольку девальвация имеет непосредственное влияние на рост инфляции (это причины как экономического характера - через значительную открытость украинской экономики, так и психологического).  

Но теоретически как цели, так и целевые показатели могут поменяться. С другой стороны, как показывает практика, «текущая ситуация» на рынке и в стране может стать достаточно весомым аргументом для пересмотра любых показателей. 

Что касается реалистичности показателей инфляции, определённых Национальным банком, то в последнее время многие организации и эксперты пересматривают свои прогнозы макропоказателей, в том числе и инфляции (даже Премьер-министр заявлял о возможном ухудшении утверждённых в прошлом году макропоказателей). В том числе и Институт общественно-экономических исследований в обнародованном недавно прогнозе определяет возможный в 2016 году уровень инфляции – 19,8%. 

Поэтому реалистичность достижения определённых НБУ целевых показателей напрямую будет зависеть от эффективности сотрудничества Национального банка и Кабинета Министров при активном участии Верховного Совета Украины. 

Просмотров: 384