Все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом предопределяет их финансовое поведение во взрослые годы

Тема финансовой грамотности в основном поднимается в контексте воспитания детей в формировании отношения к деньгам и потреблению в целом. Эксперты Службы советников по финансовым вопросам (Money Advice Service, MAS) ссылаются на исследование Кэмбриджского университета, выводы которого сводятся к следующему: все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом предопределяет их финансовое поведение во взрослые годы. Интересным нюансом этого исследования является тот факт, что стиль мышления, который определяет подход к сложным вопросам, в т.ч. финансовым, формируется не из объяснений, а скорее путем «копирования» поведения взрослых. Т.е. объяснения в этой сфере не работают. Но порой, чтобы понять, как помочь своим детям и привить им навыки обхождения с деньгами, передать понятие, что такое необходимое и что такое излишество, надо разобраться в своей базе знаний. Какое отношение к деньгам могли перенять дети, рожденные в 70-80-х гг? Должно быть дети, рожденные в 90-х - 00-х, о деньгах, управлении ими, о том, что такое потребление впитали в себя больше, чем мы, их родители? Современное развитие меняет подход в тому, что мы называем деньгами: хрустящим купюрам и звонким монетам. Во всем мире происходит плавный переход к минимальному использованию наличных денег, в Украине государственно предпринимаются меры для ускорения перехода к безналичным платежам. Конечно, в нашей стране только чуть более 40% операций с платежными карточками, эмитированными украинскими банками, являются безналичными операциями. Остальные порядка 58% - это снятие наличных. Но тенденции современного мира, инновационные технологии доступа к средствам на счетах, развитие сети Интернет, гаджетов и программного обеспечения постепенно завоевывают мир. И вопрос финансовой грамотности встает уже в совсем другом ключе. Деньги становятся электронными, и мы должны учиться распоряжаться электронными средствами с помощью различных систем и гаджетов. Получаем заработную плату на платежные карточки – это зачастую данность, а легко научится находить и дополнительные плюсы: для этого достаточно уточнять возможности международной платежной системы и банка при оплате товаров и услуг в торгово-розничной сети, изучить программы лояльности вашего финансового учреждения. Нужны ребенку деньги – открываем ему дополнительную платежную карточку к своему счет и устанавливаем лимит. Не подходит, тогда открываем отдельную карточку: переводим на нее средства – в банкоматах, с помощью Интернет-банкинга, по телефону. Часть средств переводим на депозитный счет – без посещения банка – он-лайн. Учимся совершать платежи с помощью бар-кодов (QR-кодов), получать денежные средства в банкоматах считывая с экрана QR-код. Платим за коммунальные услуги, детский сад, стоянку в системах Интернет-банкинга, изучаем возможности cash-back, осваиваем мобильный банкинг. Ведь возможно, уже в ближайшие 5-10 лет осуществлять платежи мы сможем с помощью часов, очков, биометрических данных. Больше современных возможностей будем использовать мы, и тем проще нашим детям будет учиться у нас и распоряжаться деньгами, и контролировать свое потребление, и определять границу необходимого и излишнего. Высоких доходов!

Просмотров: 1661