Перерасчеты, расчеты и недочеты. Несколько слов о причинах профицита госбюджета первого месяца года.

Согласно официальным данным Казначейства, в январе зафиксирован профицит госбюджета в сумме 2,5 млрд. гривен, а местных бюджетов – 6,6 млрд. гривен. При этом, по данным того же Казначейства, за январь 2016 года доходы государственного бюджета по сравнению с январём 2015 года выросли на 7,3 млрд. гривен, а расходы, наоборот, уменьшились на 4,4 млрд. гривен. Доходы сводного бюджета, соответственно, выросли на 9,4 млрд. гривен, а расходы – уменьшились на 2,2 млрд. гривен.

Следует отметить, что январь не является показательным месяцем относительно того, как будет выполняться бюджет на протяжении года. Действительно, появлением профицита, январь выбивается из общей «картинки» аналогичных январских бюджетов прошлых лет, которые сводились с дефицитом.

При анализе источников поступлений в бюджеты, необходимо учитывать то, что в конце 2015 года были внесены изменения в Бюджетный кодекс и изменены как объёмы отчислений от отдельных видов доходов в государственный и местные бюджеты, так и пересмотрены отдельные виды расходов, которые должны финансироваться из местных бюджетов. То есть изменилась база сравнения, что не может давать реальные, или даже можно сказать, правильные, данные роста или изменения доходной и расходной частей бюджетов. Поэтому, если сравнивать отдельные показатели, то лучше оперировать показателями сводного бюджета. 

Что касается его доходной части сводного бюджета, то ее рост был обусловлен, в первую очередь, увеличением налоговых поступлений, которые составили 34,4 млрд. гривен. При этом, на их увеличение имели влияние разные по своей сути факторы. Например, увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц на 36,8% связаны с унификацией ставки (18%); изменение подходов в налогообложении имело непосредственное влияние и на рост доходов от акцизов и НДС. В то же время, изменения в налоговой политике стали причиной уменьшения доходов от налога на прибыль – это, например, отмена ежемесячных авансовых платежей, изменение подходов к формированию отчётности и прочее.

При этом, местные органы власти всё более интенсивно начинают использовать возможность получения доходов от акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (они получили в январе 728 млн. гривен).

Идем далее. Что касается расходной части сводного бюджета (по функциональной классификации бюджета), то необходимо отметить изменение показателей по таким основным направлениям: социальная защита и социальное обеспечение – финансирование уменьшилось на 41,8 %. Но в то же время, рост был зафиксирован в экономической деятельности – на 22,2 %, в обороне – на 83,5 %, образовании – 17,9 %, сфере общественного порядка, безопасности и судебной власти – на 18,7 %.

При этом необходимо отметить, что январь месяц всё-таки всегда отличается определённой пассивностью – поскольку государственный бюджет на 2016 год у нас был утверждён только в конце декабря, то весь январь, да и февраль, центральные и местные органы власти формировали паспорта бюджетных программ, сметы бюджетных учреждений, разрабатывались и утверждались порядки использования бюджетных средств. К тому же, в первые месяцы года, как правило, не бывает крупных расходов, поскольку порядки расходования средств и паспорта бюджетных программ только утверждаются, а страна живёт по временной росписи. Например, за данными Казначейства по состоянию на 1 марта ему было передано 290 паспортов бюджетных программ (из 459 необходимых).

Будущие показатели дефицита/профицита бюджета будут зависеть как от качества и своевременности поступлений, так и от планирования расходной части бюджетов. Дефицит бюджета, который в 2016 году в Украине должен составить 83,7 млрд. гривен или 3,7 % ВВП, определён в таком размере, как известно, в связи с наличием обязательств перед МВФ. И, как показывает практика, установленный законом показатель дефицита бюджета в основном выполняется, за отдельными исключениями, как-то в 2014 году (превышение приблизительно на 9,5 млрд. гривен). А в 2015 году, наоборот, у нас дефицит государственного бюджета был «всего лишь» 45,2 млрд. гривен по сравнению с запланированным дефицитом 76 млрд. гривен. То есть, причины для превышения показателя дефицита бюджета должны быть очень существенными.

Риски, которые касаются дефицита бюджета - недовыполнение отдельных статей доходов бюджета и невозможность внешних заимствований (например, сейчас возможности выйти самостоятельно на международные рынки капитала в Украины ограничены, и мы очень зависимы в этом вопросе, например, от гарантий США за украинскими облигациями – а они «просто так» не даются, необходимо проведение реформ; невыполнение плана приватизации - хотя законодательство для этих целей активно формируется, и оптимистичные заявления со стороны чиновников звучат - риск всё-таки существует). 

Местные бюджеты. В Украине, как показывает практика и статистика, они выполняются с профицитом практически всегда. Но, что касается 2016 года, то из-за изменения походов к отчислениям в местные бюджеты, изменения базы сравнения и перераспределения полномочий касательно финансирования отдельных видов расходов, немножко не корректно сравнивать отдельные показатели доходной и расходной частей бюджета 2016 и 2015 годов. Можно отметить самые большие объёмы доходов от: налога на доходы физических лиц (4,4 млрд. гривен), налога на имущество (1,3 млрд. гривен), единого налога – 1,2 млрд. гривен, собственных поступлений бюджетных учреждений (0,6 млрд. гривен), акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (0,7 млрд. гривен) и так далее. Расходная часть: это в основном охрана здоровья – 2,6 млрд. гривен, образование – 4,3 млрд. гривен, социальная защита и социальное обеспечение – 5,6 млрд. гривен.

И, как и в государственном, так и в местных бюджетах основной причиной возникновения профицита, определённым образом можно назвать специфичность января месяца.

Кратковременный прогноз. Во-первых, необходимо учесть тот факт, что законом о госбюджете-2016 предусмотрена необходимость внесения в марте изменений в бюджет. И рано или поздно такие изменения будут внесены (скорее всего, после консультаций с МВФ). Во-вторых, выполнение бюджета будет напрямую зависеть от общеэкономической ситуации. Ведь не секрет, что бюджет-2016 сформирован на завышенных макропоказателях (а от них напрямую зависят поступления в бюджет). К тому же, девальвация гривны (бюджет был построен исходя из курса 24,1 гривен за дол США) влияет на увеличение доходов бюджета (это, например, НДС на импорт, акцизный налог на ввезённые товары, ввозная пошлина – которые являются одними из основных источников наполнения бюджета), акциз на импортные товары, а также акцизы, зафиксированные в иностранной валюте. В-третьих, у нас ещё не решён вопрос с получение траншей от МВФ. И хотя средства МВФ в первую очередь идут на пополнение золотовалютных резервов Национального банка, они могут иметь влияние на бюджет как через реализацию установленных в меморандумах мероприятий (хотя, иногда МВФ и принимает решения о направлении части средств для финансирования бюджета), так и через сигнал для иностранных инвесторов по возможности вложения средств в экономику Украины. 

Просмотров: 340