Американская инвесткомпания Goldman Sachs предполагает, что Украина может объявить мораторий на выплату долга еще до 24 июля 2015г., в этот день нам нужно выплатить купон по гособлигациям на 120 млн. долл. США, после чего будем вынуждены объявить технический дефолт.  

     Впервые в истории Международного валютного фонда государство с развитой экономикой не справилось со своими обязательствами и до конца рабочего дня 30 июня не перевело около 1,6 млрд. евро. Поэтому теперь Греция присоединилась к неплательщикам МВФ, среди которых такие страны как Судан, Сомали, Камбоджа и Гондурас. Соответственно в конце мая текущего года общая просроченная задолженность МВФ достигла 1,8 млрд. долл. США, теперь вместе с Грецией этот показатель увеличился почти до 3,5 млрд. долл. США. Вот и у нас положение не на много лучше.     

     Так, американская инвесткомпания Goldman Sachs предполагает, что Украина может объявить мораторий на выплату долга еще до 24 июля 2015г. (в этот день нам нужно выплатить купон по гособлигациям на 120 млн. долл. США), после чего будем вынуждены объявить технический дефолт. И также американские аналитики отмечают, что международные кредиторы, скорее всего, не примут предложенный Киевом последний вариант плана реструктуризации госдолга.

    Итак, при выходе из кризиса для нас сейчас ключевой вопрос: проблема управления финансами первична по отношению к структурным изменениям в реальном секторе экономики Украины? Или все-таки эта проблема вторична, мол, сначала реформируется реальный сектор, а затем изменяется финансовый рынок. Думаю, эти сферы очень взаимосвязаны, и решать эти проблемы надо в комплексе. С чего начинать?     

     Конечно, с инвестиций, за счет инвестиционных денег растут экономики без исключения всех стран. И чем выше инвестиционный потенциал государства, тем выше уровень его ВВП. С другой стороны, чем больше страна потребляет, тем меньше средств остается на инвестиции. Соответственно меньше остается источников для экономического роста, особенно в условиях, когда сильно давит огромный груз государственных долгов.     

     Более того, международные кредиторы могут отказаться от выделения Украине 1,5 млрд. долларов США. Далее, в МВФ заявили, что долг Украины перед Россией на 3 млрд. долларов США является государственным, а не частным, поэтому не подлежит реструктуризации. Теперь главный вопрос, откуда Минфин Украины после 24 июля будет брать деньги на обслуживание долгов - решительно непонятно. Объективности ради, стоит сказать, что объем внешнего долга тоже не совсем абсолютный показатель. Здесь важнее даже не сумма заимствований нашим Минфином, а соизмеримость привлекаемых средств с производимой в Украине продукцией,  а также способностью КМУ выплатить занимаемые деньги. По-простому, это называется «жить по средствам».     

     Вот в такие моменты особенно остро все начинают понимать, как нужны инвестиции! Так, что же делать для привлечения в экономику Украины инвестиционного ресурса? Прежде всего, нужен стабильный финансовый рынок. К примеру, в связи с девальвацией гривны, существенно снизились наши издержки (падение экономики по прогнозам международного рейтингового агентства Fitch будет сопровождаться девальвацией гривны - до 97% по сравнению с 2014 годом, а также значительной инфляцией).     

     Поэтому прибыль предприятий может сегодня стать одним из основных источников внутреннего рынка для инвестиций в производящую и инновационную экономику. И не менее важным источником инвестиционных длинных денег должны быть также сбережения наших финансово состоятельных граждан. В этой связи новаторские предложения, и конкретные действия инвестиционных фондов, находящихся под управлением КУА «Украинский капитал», в частности, закрытый не диверсифицированный корпоративный инвестфонд «Инновейшн кэпитал» направлены именно на то, чтобы каждый гражданин почувствовал этот выход из кризиса.     

     Также эксперты Института развития экономики Украины предлагают участникам рынка совместного инвестирования концентрировать свои усилия на том, чтобы финансовые ресурсы, которые сейчас в стране очень ограничены, всё же постоянно шли в инвестиционную сферу. Без этого, безусловно, не будет ни оздоровления экономики, ни тем более экономического роста. К тому же агентство Fitch прогнозирует падение экономики Украины по итогам 2015 года на уровне 9%, что также соответствует прогнозам МВФ и ЕБРР. Такие катастрофические макроэкономические показатели также являются следствием того, что прибыль ряда украинских предприятий не капитализируется в инвестиции. И сегодня у нас в Украине происходит еще более драматическое явление – это то, что снижение издержек наряду с оттоком капитала ведут к дальнейшему росту эмиграции работников и специалистов (причем, наиболее квалифицированных и трудоспособных).     

     Словом, если мы хотим уже сегодня активизировать инвестиционную деятельность на внутреннем рынке Украины, то нам нужно менять привлекательность национального рынка совместного инвестирования для инвестиций и для компетентных специалистов, включая топ-менеджеров. И только тогда мы сможем по результатам работающей экономики обслуживать госдолги.     

     А пока природа управления экономикой Украины остается следующей. Никакой «Дорожной карты» просто не существует. За внешним лоском А.Абромавичуса, высокопарными речами Н.Яресько и прекрасным пиаром А.Яценюка, по части которого он до сих пор является непревзойденным мастером, кроется банальная ситуация распродажи госсобственности, перманентного выклянчивания займов или кредитов у спонсоров и проедания полученных денег. Точка.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины (http://innocapital.com.ua/) 

Просмотров: 439