События в Украине заставили вновь обратить внимание на финансовые санкции в отношении государственных деятелей и крупных бизнесменов, вспомнить механизм их применения и некоторые определения, связанные с обвинениями в отмывании денег. К сожалению, большинство журналистских расследований полезны, но содержат информацию, которая не является указанием на совершение преступления.  

Общие подходы

Нужно четко разделять обвинения в «отмывании денег» и в «уклонении от уплаты налогов». К отмыванию денег относятся процессы, связанные с операциями по легализации доходов, полученных преступным путем. Сюда следует отнести: коррупцию, доходы от торговли оружием, проституции, наркотики, нелегальный игорный бизнес и т.д. В Украине по требованию международного объединения финансовых разведок FATF была построена целая система по борьбе с отмыванием грязных денег. В результате реформы по требованию FATF в прошлое ушли анонимные кодированные счета, популярные в 90-ые, а в каждом банке появилось лицо, ответственное за мониторинг по отмыванию грязных денег. Тогда же был создан и орган, специализирующейся на борьбе с отмыванием грязных денег, который ныне носит название Государственная служба финансового мониторинга Украины. Госфинмониторинг и является тем органом, который в Украине отвечает за расследования, связанные с отмыванием денег. Орган имеет довольно широкие полномочия в области мониторинга за движением денег по банковским счетам и де-факто может иметь доступ к любому из банковских счетов клиента, если тот подозревается в отмывании денег. Само собой, что между Госфинмониторингом, СБУ, МВД, налоговыми и другими силовыми органами отлажен обмен информацией. В этой цепочке часто Госфинмониторинг не играет первичной роли, и информация для анализа поступает ему или от банков или от силовиков.

Однако сам Госфинмониторинг полностью интегрирован в структуру исполнительной власти и действует на основе указа Президента. Самостоятельность органа можно оценить как низкую, хотя в целом система противодействия отмыванию грязных денег в стране соответствует требованиям FATF. Главная задача противодействия отмыванию грязных денег – сократить возможности по тратам денег, заработанных преступным путем, и сделать невозможным использование капитала, который создан с помощью преступлений. Конечно в Украине, как и в большинстве стран бывшего СССР, исполнить эту задачу на все 100% не представляется возможным.

Мифическая FATF

С тех пор как Украина побывала в черном списке FATF, утекло много воды, соответственно произошло много перемен. Эти перемены сыграли с украинскими журналистами злую шутку. Изначально FATF представляет собой лишь клуб финансовых разведок. У нее нет задачи анализировать ту или иную страну, обрабатывая конкретные запросы пользователей. Если вы проведете эксперимент и направите жалобу в FATF, то скорее всего вам придет отписка, что FATF не имеет полномочий проводить расследования по Вашему запросу. В лучшем случае этот запрос передадут в Ваш национальный орган, т.е. если он был отправлен из Украины, то он попадет в Госфинмониторинг. Однако FATF все же собирает информацию от финразведок стран-членов, анализирует ее и затем вырабатывает методологию по мониторингу и борьбе с отмыванием денег. Если анализ консолидированной статистики выявит, что в какой-то из стран растет число подозрительных операций, ее могут исключить из состава членов клуба, но по факту прямых обращений этого не происходит.

Вторая плохая новость для любителей обсасывать в СМИ тему отмывания денег – это то, что Украина довольно давно не является непосредственным членом FATF. При Совете Европы была создана другая организация – MONEYVAL, именно она входит в состав FATF. MONEYVAL объединяет 30 европейских стран, включая Кипр, Монако, Лихтенштейн и Россию. Крупные страны, такие как Индия, Китай, Германия, Великобритания и т.д. являются непосредственными членами FATF. Также Украина на правах ассоциированного члена входит в Eurasian Group, которая объединяет страны-члены Евразийского союза. А РФ входит в состав членов сразу трех организаций: FATF, Eurasian Group и MONEYVAL.

По своей сути MONEYVAL – это резервация для небольших европейских стран (исключая РФ), но ее функции подобны FATF и непосредственных следственных действий и оперативной работы она не ведет, ограничиваясь рекомендациями и изучением методологии. MONEYVAL также способствует информационному обмену между странами-членами и создает стандарты для систем по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Создается впечатление, что MONEYVAL может больше влиять на страны чем FATF, поскольку ее документы и рекомендации носят более конкретный характер, чем у FATF. Однако запросы в MONEYVAL которая организована по клубному типу также, скорее всего, будут отправляться в урну.

Найди и отними

А теперь главный вопрос обывателя. Почему при том, что все страны Евразии, Америки и Африки имеют свои финансовые разведки, то тут то там всплывают коррупционные скандалы. Эффективность борьбы с отмыванием денег зависит от двух факторов:

(1) как организован обмен информацией между национальными финразведками

(2) как построена работа в национальной финразведке

Часто оба эти вопроса имеют ответы, суть которых до обывателей лучше не доводить. Ну не может итальянская финразведка подпустить, например, украинскую к своей базе данных, точно так же украинская финразведка не может рассчитывать на беспрепятственный доступ к информации в Германии и т.д. Обмен данными между ними, как правило, затруднен.

Вторая сложность – это то, как именно построена работа самого органа. На практике ему приходится анализировать поток транзакций, в котором специальная программа выбирает «подозрительные транзакции». Данные о транзакциях можно сопоставлять с данными госреестров собственности, отслеживая компании, принадлежащие лицам, которые находятся под подозрением. Но в 99 случаев из 100 возникает проблема, как доказать принадлежность компании или банка «подозреваемому». Финразведка не может работать как журналисты по принципу «люди говорят». Формулировка обвинения должна базироваться на доказанных фактах. Методов спрятать реального собственника изобретено очень много и если бенефициар темного бизнеса не захочет светиться, отыскать и доказать, что это его актив будет сложно.

Третий момент состоит в том, что для обвинения в отмывании денег должны быть очень веские причины.  Как минимум сделки должны носить фиктивный характер, а сама разведка должна иметь представление обо всей схеме, в которой обращается капитал, и понимать как из «наличной выручки» он становится «легальной собственностью». Однако проблема современного мира в том, что если один конец схемы находится в Украине, то другой может оказаться на Кипре или в Нидерландах, или в Испании. Только для сбора доказательной базы по солидной международной схеме может потребоваться несколько лет. Если же орган промахнется и предоставит суду недостаточно доказательств, обвинив невиновного, то сумма компенсации пострадавшей стороне за моральный ущерб и арест счетов может быть колоссальной.

Обобщения

Система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в большинстве стран не слишком эффективна. Во всяком случае, эти системы публично дают сбой, но тем не менее их работа необходима.

99% публикаций в украинских СМИ в 2013-2014 гг., где фигурировали FATF и реже MONEYVAL, были типовыми информационными вбросами, поскольку и одна и вторая структура не несут на себе ни оперативной, ни следственной функции, их деятельность ближе к исследовательской.

Публикации в украинских СМИ на тему отмывания денег, как правило, пестрят выписками из госреестров зарубежных стран. Эта информация по закону и у нас и у них является открытой. Факт, что кто-то из родственников чиновников является учредителем фирмы за рубежом установить легко, но очень сложно доказать, что эта фирма причастна к отмыванию денег.

В ближайшие годы Госфинмониторинг должен получить большую независимость в вертикали исполнительной власти в Украине и играть большую роль в финансовой системе страны. Если, конечно, украинские власти действительно хотят бороться с коррупцией, а не использовать орган для накопления информации о «друзьях» и «врагах».

Виталий Шапран

Просмотров: 4164