Предварительные данные о состоянии украинской экономики в 4 кв. 2014-го позволят рассчитать соотношение госдолга к ВВП. Нет сомнений, что этот показатель превысит 60%. Это даст повод России потребовать досрочного погашения займа на 3 миллиарда долларов США. 

Предварительные данные о состоянии украинской экономики в четвертом квартале 2014-го года могут быть опубликованы уже в конце января. Эти данные позволят рассчитать соотношение госдолга к ВВП. Уже сейчас нет сомнений, что этот показатель превысит 60%. Причем, превысит с запасом. Это даст повод России, не дожидаясь выхода окончательных макроэкономических данных в марте, потребовать досрочного погашения займа на 3 миллиарда долларов США, взятого Украиной в декабре 2013 года в рамках договоренностей Путина-Януковича (это предусмотрено ковенантами займа).  

Хронология официальных заявлений российской стороны по этому поводу следующая:  

26.09.14 министр финансов РФ Силуанов впервые предположил, что Россия может потребовать досрочного возврата кредита, в случае превышения украинского госдолга отметки 60% ВВП;  

15.11.14 Путин заявил, что РФ не будет требовать досрочного погашения кредита;  

26.12.14 после получения оплаты очередного купона по займу, Силуанов также сообщил, что Россия не намерена требовать от Украины его досрочного погашения;  

10.12.15 Силуанов напомнил, что Россия имеет все основания потребовать досрочного возврата займа; другой неназванный источник в правительстве РФ сообщил СМИ, что весьма вероятно, Россия будет вынуждена в ближайшее время потребовать от Украины досрочного погашения долга;  

14.01.15 премьер РФ Медведев напомнил, что Россия уже имеет все основания требовать досрочного погашения займа с Украины;  

26.01.15 глава МИД РФ Лавров сообщил, что Россия пока не требует от Украины выплаты долга, хотя условия для таких выплат уже наступили;  

27.01.15 глава администрации президента Иванов заявил, что решение требовать от Украины выплаты долга еще не принято.  

Лично меня не удивит, если следующим заявлением будет как раз требование немедленной уплаты долга. Думаю, что украинскому правительству не стоит верить успокоительным посылам из Москвы и нужно готовиться к досрочному погашению займа.

Наивно было бы думать, что Москва не постарается подгадать самый неудобный для Украины момент, чтобы потребовать досрочного возврата $ 3 миллиардного кредита. В этом смысле данный займ является своеобразным оружием – финансовой миной замедленного действия, которая может быть активирована в любой момент. Неплохой новый рычаг воздействия на Украину в дополнение к мерам, предпринимаемым в экономической сфере. (К слову, на меня произвела особое впечатление последняя мера – запрет импорта украинской пищевой соли. Думаю, нужно сильно постараться, чтобы забраковать соль из-за ее органолептических качеств и наличия примесей. Это ведь не молочные продукты, это всего-навсего соль. Впрочем, это лишь мое субъективное мнение – я не специалист по потребительским качествам соли).  

Расчет на резкую дестабилизацию внешних финансовых позиций Украины может сработать – золотовалютные резервы Украины на рекордно низком уровне, доступ к рынкам капитала для рефинансирования внешних долгов отсутствует, программа МВФ буксует из-за неспособности правительства провести быстрые и эффективные реформы. Досрочное предъявление к погашению 3 млрд.долл. может оказаться поворотным моментом, который спровоцирует кросс-дефолт Украины по внешним долгам.  

Кто-то может возразить, что для России нелогично стремиться к дефолту Украины, ведь сама же Россия и пострадает как кредитор. Отвечу на это, что ставки для России в Украине значительно выше 3 млрд.долл. Кроме того, дефолт – это еще не конец истории. После него следует переговорный процесс о реструктуризации долга. Россия может рассчитывать на извлечение политических преимуществ взамен своего согласия на удлинение сроков погашения долга или его частичное списание.  

Наличие у Москвы ярко выраженной политической повестки делает ее крайне неудобным переговорщиком относительно условий возможной реструктуризации внешних долгов Украины. На мой взгляд, если такая реструктуризация станет неизбежной, Украине стоит сначала все же полностью рассчитаться с Россией, и лишь затем вступать в переговоры с остальными держателями своих облигаций. Тем более, что по словам Галины Пахачук (директора департамента долговой и международной финансовой политики Минфина) в условиях выпуска "российских" евробондов нет опции досрочного погашения, а есть обязательство Министерства финансов досрочно выкупить эти бумаги. То есть выкуп может состояться по текущим рыночным ставкам (с приличным дисконтом).  

Большое значение на развитие всей ситуации сыграет наличие или отсутствие финансирования МВФ. Следует признать, что без получения очередных траншей МВФ обеспечение расчетов по внешним долгам Нефтегаза и госбанков сопряженное с необходимостью досрочно заплатить по «российскому займу» может обнулить наши золотовалютные резервы и/или вплотную приблизить нас к уже неизбежному дефолту.  

В заключение отмечу, что сам по себе дефолт не является катастрофой – это лишь закономерное следствие неадекватной экономической политики. Сейчас мало кто помнит, что Украина уже имела опыт дефолта (в виде навязанной инвесторам вынужденной реструктуризации) в 1998-2000 годах. Настоящей катастрофой для страны является неспособность провести необходимые структурные реформы, которые могли бы устранить дисбалансы в экономике и бюджете. Страна должна взять адекватный экономический курс – и не так уж и важно, до дефолта или после, главное поскорее.

Просмотров: 4098