Если образно говорить, то Украина сейчас напоминает такой сильно разогретый чайник, который стоит на включенной плите и из него вырывается горячий пар. И пока эти горячие струи пара еще вырываются, чайник не взрывается. Но, не дай Бог, кто-то додумается перекрыть этот клапан сброса пара, тогда могут произойти очень серьёзные вещи как в политической, так и в экономической жизни страны.

     Еще ни одному политику не удалось объединить Украину, снизить уровень коррупции и сделать кризис общенациональным злом, эдаким внешним противником, против которого воюет вся нация.     

     А вот в период Великой Депрессии Президент США Ф.Рузвельт это всё смог сделать. Кстати, главной бедой 1933г. в Америке были банки. Миллионы американцев отчаялись получить назад свои вклады. И тогда в свое первое президентское утро Рузвельт закрыл все банки, запретил всем из страны вывозить золото, серебро, деньги. У микрофона он объяснил: «У нас не получается с банковской системой. Я объявляю банковские каникулы, но даю вам слово, что каждый цент, который вы положили в банк, получите назад. Потерпите немного. Это моя к вам просьба».     

     Через четыре дня разрешили работать только надежным и здоровым банкам. Им была обещана государственная помощь и страхование вкладов. Однако, почти 2000 банков тогда в Америке не открылись уже никогда. Но люди поверили, и снова понесли на депозиты деньги. Одновременно Рузвельт завершил работу по подготовке Программы спасения страны. Его «Новый курс» был результатом мозгового штурма лучших умов Америки.     

     А вот у нас в эти дни лишь на примере постоянно растущих тарифов ЖКХ и растущего числа неплатежеспособных банков становится понятно, если государство не занимается развитием экономики и привлечением инвестиций, не проводит самостоятельную эффективную денежно-кредитную политику, а, наоборот, привязывает ее к иностранной валюте, то тогда экономика Украины идет туда, откуда плывут деньги. И теперь наша экономика стала зависимой и монопольно-олигархической, лишенной собственных источников фондирования и инвестиций. Это стало следствием либеральной утопии, навязанной олигархами и крупными чиновниками.    

     И что самое лучшее для них – это никакой ответственности, т.к. их доктрина полностью освобождает власть от ответственности, дескать, рынок и деньги всё должны решить. Следовательно, если решают всё рынок и деньги, то и думать, и работать, и нести ответственность ни за что не надо. Более того, за период премьерства А.Яценюка сколько его правительство успело наделать масштабных ошибок (!), да таких, что теперь вряд ли кто-то точно подсчитает, сколько у нас экономик.    

     Например, что включать в «теневую» экономику? А что в неформальную, не учитываемую и не зарегистрированную госорганами финансово-хозяйственную деятельность? Дальше – есть у нас нелегальная, неофициальная. Более того, а какое процентное соотношение «теневой» и криминальной или преступной экономик? Наконец, дошли до такого вывода: масштаб «теневой» экономики и масштаб коррупции – взаимосвязаны. И точку поставлю вопросом, а оптимизация налогообложения или офшоризация относится к «теневой» экономике?     

     На этот счет мнения экспертов разошлись, т.к. для одних – это умелое использование налогового законодательства, а уклонение от налогов – это уже «теневая» экономика. И теперь в какую из этих экономик заходить инвесторам? Кстати, в этой связи не так давно в Верховной Раде Ю.Тимошенко как раз говорила о том, что сегодня нет вообще никаких правил игры. Не только для инвесторов. И это самое страшное. Да, никто не хочет у нас никаких конфликтов, тем более войн.     

     Однако в последнее время происходят мощнейшие движения, формируются непонятные векторы и, не имея никаких правил, просто никто в Украине и за рубежом не может спрогнозировать или предсказать, что будет дальше. В частности, марш «азовцев» в пятницу 20 мая под стены Верховной Рады еще раз нас убедил в том, что решить наши сложнейшие социально-экономические проблемы в рамках только экономики усилиями наших национальных элит уже нельзя и невозможно, они перешли в разряд политических. Теперь их можно решить только политическими методами.     

     В противном случае, как учит нас военная история, способом принудить политиков к этому может война. Пусть небольшая война, пусть череда военных конфликтов и вооруженных противостояний. Дай Бог, чтобы пожар еще больше не разгорелся. Это самое страшное в текущем моменте. Уверен, что это вызывает особое беспокойство и в США, и в ЕС. Поэтому нисколько не сомневаюсь в том, что скоро американцы крепко зажмут «яйца» нашим крупным чиновникам.     

     Много лет сотрудничая с западными финансистами и инвесторами, прекрасно понимаю логику их ожидаемой жесткой реакции. Ведь если они начнут так легко прощать долги, то таким образом они как бы предоставят карт-бланш или неограниченные полномочия на дальнейшее разворовывание их миллиардных кредитов, дескать, вынимайте сколько хотите их наших карманов. Но они, в отличие от наших рядовых налогоплательщиков, не привыкли к тому, чтобы из их карманов так запросто воровали. В принципе, они с Н.Яресько нам показали, что для них реструктуризация – это когда нам один долг превращают в другой на более жестких условиях и с еще большим давлением на экономику страны.     

     Что ж, теперь и им и нам надо интенсивнее искать комбинацию, которая поможет найти выход по формированию новых правил в Украине. Искать пути повышения независимости Национального банка, а также понижения стоимости природного газа для населения и предприятий. Ведь за этим - перспективы развития экономики Украины, а не ее торможение. А банковский бизнес настолько хорош, насколько хороша экономика страны. Поэтому основным драйвером восстановления украинской банковской системы считаю нашу экономику, а ключевой задачей - не борьбу с долларом, а стремление сделать гривну основой для выхода рынков на стабильный уровень развития.

     Именно крепкая гривна позволит нам иметь низкие процентные ставки по кредитам, а самое главное – длинные деньги для реального сектора экономики, т.е. кредиты на длительный срок. Правда, чем больше будет работать Нацбанк по рефинансированию банков известных финансово-промышленных групп, как например на группу «Приват», тем меньше останется оснований для возвращения сбережений на депозиты в коммерческие банки, и тем труднее будет найти для них на внутреннем рынке стабильную базу фондирования с низкими ставками и на длительные сроки. Почему?

     Давайте порассуждаем. Чем масштабнее банковская система будет опираться на временный финансовый ресурс Национального банка, тем больше потенциальные вкладчики будут ощущать фактор нестабильности. И замечу, на этом пути В.Гонтарева далеко не новичок. Это всё уже проходили и в Аргентине, в Зимбабве и в ряде других стран. И мы прекрасно знаем, к каким негативным последствиям это привело.

      Поэтому мой прогноз следующий: до конца 2016 года еще около 50 банков выстроятся в очередь на ликвидацию. Почему? У властей нет ресурса докапитализировать украинские банки. К тому же у НБУ ограничены и возможности надзирать за банками. Выходит, Нацбанк уже не может справиться с таким большим количеством банков в системе, не может обеспечить качественный надзор. Что делать? В поисках ответа на этот вопрос, видимо, власти выбрали путь попроще, и начали концентрироваться на системообразующих банках.     

     Соответственно не будут распылять свои усилия по большому кругу участников банковской системы. Думаю, они смогут сохранить в дееспособном состоянии лишь ядро этой системы – это несколько десятков банков. К тому же мы еще не чувствуем кошмара из-за обвала экономики Украины.  

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 302