Часто оказывается, что часть рисков можно предусмотреть, но практически невозможно их избежать.  

 

     Кризис у нас в стране показал, что инвесторы и эмитенты недооценили риски. Все это требует от нас разработки новых подходов к анализу рисков (кредитного, ликвидного, инфляции, политического, странового и др.) и прогнозирования рынка, освоения новых методов работы на нем. И часто оказывается, что часть рисков можно предусмотреть, но практически невозможно их избежать.  

    Буквально за последний год наш финансовый рынок сильно изменился. И в дальнейшем на всех его сегментах ожидаются еще более серьезные изменения, которые, вероятно, приведут к переменам во всех сферах экономики страны. В реформировании нуждается практически вся законодательная и нормативно-правовая база валютного, фондового и страхового рынков Украины. Сформируется новая структура участников. Вероятно, что изменятся и функции финансового рынка, как части украинской экономики, его объемные и динамические характеристики.     

     Но что конкретно нужно делать?                                                                

     По каким критериям определять главное?     

     И какой должна быть последовательность действий?     

     Дать ответы на поставленные вопросы, безусловно, нелегко. Но без них мы точно не продвинемся в реформировании и обновлении украинского финансового рынка. Почему в этом убеждены многие эксперты? Потому что следующий цикл активности начнется только тогда, когда профессиональные участники придут на рынок с новыми идеями, планами и дополнительными ресурсами. Итак, что нужно делать?     

     Во-первых - это совершенствование механизмов фондового рынка для перераспределения инвестиционных ресурсов между институциональными инвесторами и реальным сектором экономики. Для чего необходимо:     

а) поднять эффективность биржевого рынка и депозитарно-клиринговых учреждений;     

б) в самые сжатые сроки запустить срочный рынок.     

     Во-вторых – это завершение реформирования трехуровневой пенсионной системы. И, в частности:  

а) внедрить накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования;  

б) розвернуть систему негосударственного пенсионного обеспечения на предприятиях природных монополий.     

     В-третьих – это гармонизация системы налогообложения субъектов фондового рынка. А именно:     

а)  не допустить  ухудшения условий налогообложения инвестиционно привлекательных отраслей экономики и субъектов инвестирования (банки, ИСИ, НПФы и др. фин. учреждения) на ближайшие три года;     

б) снять в действующем налоговом законодательстве те преграды, которые препятствуют привлечению инвестиций в реальный сектор экономики;       

в) налоговое законодательство не должно тормозить пенсионную реформу, а также не должно препятствовать процессу развития новых финансовых услуг и финансовых инструментов.     

     В-четвертых – это максимально возможное устранение фактов негативной судебной практики нарушения прав инвесторов в Украине.         

     Поэтому если сейчас мне задать вопрос: что лучше на финансовом рынке – уметь быстро реагировать или обладать правильным прогнозом? Без колебаний отвечу: лучше уметь быстро реагировать. Ведь анализ всегда может подвести.  А если нет нормального и эффективного механизма реагирования, то любая стратегия может проиграть. Особенно сегодня.     

     Вот почему нам нужно очень осторожно относиться к тем антикризисным программам и стратегиям, которые не обладают механизмами быстрого реагирования в случае провала. Вспомните известное выражение о том, что умный может справиться со сложной ситуацией, мудрый же в нее не попадет. И обязанность экспертного сообщества перед обществом - раскрыть проблемы и показать пути их решения  в экспертно-аналитической, организационной и законотворческой деятельности, осмыслить причины успехов и неудач.                  

     Александр ГОНЧАРОВ,          

     Директор Института развития экономики Украины  

 

Просмотров: 382