После принятия бюджета-2016 Кабмин будет использовать потенциал девальвации гривны, или объявлять дефолт, третьего не дано.  

     Сегодня ночью Верховная Рада приняла Закон «О государственном бюджете Украины на 2016 год». И все же, где правительство в следующем году будет искать деньги для доходной части государственного бюджета-2016? Конечно, кроме займов у МВФ.     

     К сожалению, не хотят А.Яценюк и Н.Яресько понять очевидную вещь, что деньги появляются там, где есть доверие. Когда есть доверие – тогда в страну приходит, в том числе и иностранный капитал. И что будет с гривной? Ведь политические риски очень негативно влияют на курс национальной валюты. Хотя и без принятия бюджета-2016 понятно, что деньги МВФ – это преддефолтный кредит. Значит, Кабмин будет использовать потенциал девальвации гривны, или объявлять дефолт. Третьего не дано.     

     И ко всему этому, не имея законодательной базы и соответствующей ей биржевой  инфраструктуры (т.е. уже несколько лет подряд не голосуются проекты Законов Украины « Про фінансові похідні (деривативи)», «Про біржовий товарний ринок»), однако эксперты всё же пытаются делать прогноз по курсу валют и ценам на продовольственную пшеницу на следующий 2016 год. Ведь это наш хлеб, а огромная часть сельхозпредприятий продолжают сидеть на мели.

     Нет у производителей до сих пор доступа к длинным инвестиционным ресурсам, а короткие и очень дорогие кредитные деньги не позволяют им реализовывать инвестиционные программы. Другими словами, если вместо того, чтобы организовывать эффективное кредитование и привлекать инвестиции, Кабмин А.Яценюка занимается только стерилизацией денежной массы. Соответственно, на деле происходит тоже самое, что и на коровьей ферме, где стерилизуют бычков, которые потом не способны давать потомство.     

     В этих тяжелых во всех отношениях условиях и наш фондовый рынок тихо умирает. В этом велика вина и на разбалансированной, несогласованной и разновекторной  деятельности трех регуляторов – НБУ, Нацкомфинуслуг и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Их взаимодействие скорее напоминает известные персонажи басни – лебедя, рака и щуку. Не знаю, что еще должно у нас произойти, чтобы в 2016 году был создан в Украине один мегарегулятор, например, на базе НБУ?! Чтобы, наконец-то, в одном центре финансовой власти формировалась кратко, средне и долгосрочная политика и стратегия развития фондового рынка. И чтобы мы точно и в лицо знали всех виновных за просчеты и бездействие, или награждали их за реальные достижения.     

     Хотелось бы также понимать, кто в следующем 2016 году наведет порядок на украинском валютном и внебиржевом рынке ценных бумаг? Наши саморегулирующие ассоциации? Не верю, а ведь в США в конце 60-х прошлого столетия именно их национальной ассоциации торговцев ценными бумагами было поручено выполнить эту задачу, с чем она успешно и справилась.     

     Пока же, с каждым новым включением телевизионных репортажей из Верховной Рады  уже невольно ожидаешь начала плохого сценария.  И при этом почему-то никак не получается у народных депутатов снизить издержки элит и уменьшить размеры коррупции в государственном бюджете. Судя по всему, наш украинский капитализм, а с ним гривну и в целом экономику страны ничего хорошего не ждет в следующем 2016 году. И даже не это так уж плохо, как плохо то, что никто так и не понимает, что в 2016 году нужно делать в Украине? А если кто-то что-то и предлагает, то – обязательно быстро и радикально.     

     Хотя, в принципе, экономические решения понятны для бюджета-2016 и для принятых вчера изменений в Налоговый кодекс. И тем более понятно, что нужно делать народным депутатам для их реализации и, в частности, для укрепления гривны. Вот только политически все это очень трудно сделать с нынешним составом Верховной Рады и Кабмином А.Яценюка, а фактически – невозможно. Что делать? Решение Президента также понятно - идти в 2016 году на перевыборы парламента и срочно менять состав Кабинета Министров.

     Александр ГОНЧАРОВ,

     Директор Института развития экономики Украины

Просмотров: 930