По результатам общения как с состоявшимися бизнесменами, так и с теми, кто только планирует начать свой бизнес (что является неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности) мною были проанализированы наиболее часто встречающиеся вопросы старпаперов:
  • Нужен ли для стартапа бизнес-план?
  • Стоит ли его разработку доверять консалтинговым компаниям?
  • Как его составлять?
  • Какие основные ошибки в его составлении, как их избежать и т. д .
На эти вопросы я постараюсь ответить в своем блоге. Начало любой предпринимательской деятельности, независимо от ее масштабов начинается с постановки целей и выбора инструментов для ее достижения. На данном этапе организации бизнеса и возникает необходимость составления бизнес-плана, который позволяет оценить успешность реализации Вашей бизнес-идеи, ее перспективность и прибыльность, а также выполнить сравнение достигнутых фактических результатов с плановыми показателями и оперативно корректировать, при необходимости, тактику ведения бизнеса. Необходимость разработки бизнес-плана для стартап-проекта можно проанализировать через призму основных этапов его подготовки. Первым этапом составления бизнес-плана является проведение детального анализа рынка, что позволяет изучить его текущие тенденции, уровень цен и конкуренции, а также оценить емкость рынка и рассмотреть перспективы его развития. При проведении исследования рынка целесообразно использовать официальные данные Государственной Службы статистики, профильных министерств, базы таможенной службы, а также информацию операторов рынка. Уже на данном этапе Ваша задача – реально оценить свои возможности по доступу к достоверной информации и умение провести ее качественный анализ, а также сформулировать адекватные выводы. Привлечение консалтинговой компании поможет получить обоснованный взгляд на рынок со стороны, от незаинтересованных лиц, а также обеспечит уверенность в надежности представленных данных, их грамотный анализ, что позволит Вам обезопасить себя от неправильных решений еще на этапе планирования, а значит, избежать финансовых потерь. Следующим – вторым этапом составления бизнес-плана и его важной составляющей является подготовка финансовой модели – финансового плана. Финансовый план для стартап-проекта содержит такие основные плановые расчеты:
  • Бюджет первоначальных инвестиций.
  • Плановые объемы продаж.
  • Детальный перечень операционных расходов и их плановые размеры.
  • Плановый расчет генерируемой предприятием выручки и денежного потока.
  • Анализ точки безубыточности.
  • Расчет плановых показателей инвестиционной привлекательности, прибыльности и рентабельности запланированного проекта.
Построение адекватной финансовой модели бизнес-плана опирается на несколько ключевых факторов:
  • качество, полнота и детализация входящей информации;
  • использование методологии проведения расчетов, соответствующей современной финансовой практике, что обеспечивает правильность и надежность полученных результатов.
К необходимой входящей информации для построения финансовой модели относятся:
  1. Размер первоначальных инвестиций, направления и график их вложения (подбор оборудования, выбор помещения, получение разрешительной документации, а также оценка размера необходимых оборотных средств).
  2. Планируемый объем продаж и цена реализации производимой продукции / предоставляемых услуг.
  3. Перечень и размер операционных расходов (расход и стоимость сырья и энергоносителей, количество персонала и уровень его заработной платы, объем других сопутствующих расходов и пр.).
  4. Условия налогообложения предприятия (перечень и размер налогов, порядок их оплаты).
Сбор данной информации Вы можете осуществить как самостоятельно, так и привлекая финансовых консультантов, а также консультантов по бизнес-планированию. Здесь важно помнить, что качество и достоверность входящей информации будут иметь определяющее влияние на реалистичность построенной финансовой модели, а значит, чем более детальная и достоверная информация будет использована, тем более реальную финансовую модель Вы получите. После сбора необходимой входящей информации можно непосредственно приступать к разработке финансовой модели. В данном вопросе интернет пестрит рекомендациями, структурами, а также программными продуктами, кроме того, формулы для проведении расчетов являются общедоступными. Здесь все зависит от желаемого результата, а также от Ваших финансовых возможностей – программное обеспечение достаточно дорогостоящее, а использование нелицензионных продуктов зачастую влечет за собой ошибки в расчетах. К тому же, построения финансовой модели требует основательных знаний финансовой математики, инвестиционного анализа, методов финансового планирования, поэтому при отсутствии или недостаточности таких знаний я рекомендую привлекать консультанта. Ведь финансовая модель Вашего бизнес-плана – это и инструмент для личного пользования, и лицо Вашего проекта. А если Вы планируете привлечь финансирование, то ошибки в проведенных расчетах, их недостаточная проработка, а также отсутствие необходимых составляющих являются недопустимыми. Третий этап – это составление описательной части Вашего бизнес-плана, основой для чего служит построенная финансовая модель, дополненная результатами проведенного рыночного исследования. При подготовке описательной части бизнес-плана целесообразно использовать рекомендации одного из существующих международных стандартов: UNIDO, ЕБРР, TACIS и пр. Важно помнить, что все международные стандарты построения бизнес-планов носят рекомендательный характер, то есть при подготовке описательной части нет необходимости им слепо следовать, ведь каждый проект индивидуален, их полная стандартизация практически невозможна, да и не нужна. В данном процессе важно уметь отделить необходимую информацию, т.е. информацию первой степени важности, от дополнительной, которая может быть представлена в приложениях бизнес-плану либо предъявлена по требованию. Таким образом, подготовка бизнес-плана для стартап проекта является комплексным и трудозатратным процессом, который требует наличия знаний в различных отраслях, специфических навыков, необходимых для проведения анализа рынка, сбора информации и подготовки финансовой модели, а также непосредственной подготовки текстовой части бизнес-плана. Кроме того, для стартап-проекта бизнес-план является визитной карточкой, необходимой для привлечения внешнего финансирования, дорожной картой для инициатора проекта, поэтому при его подготовке нет мелочей. Основными ошибками, которые могут быть допущены при разработке бизнес-плана, являются:
  • Недостоверность и неполнота входящей информации.
  • Игнорирование необходимости подготовки анализа рынка либо использование при его подготовке недостоверных источников.
  • Ошибки в проведенных расчетах, их неполнота;
  • Ошибки в текстовой части бизнес-плана (лексические, грамматические), а также несоблюдение логики подачи материала, его скудность, непрофессиональность выкладки;
  • Отсутствие анализа рисков.
Данных ошибок можно избежать несколькими путями:
  1. Привлечение к разработке бизнес-плана высокопрофессионального внешнего консультанта.
  2. Непосредственное участие инициатора проекта в подготовке бизнес-плана на всех этапах, его постоянная вовлеченность в процесс.
  3. Скрупулезная предпроектная подготовка, поиск надежных источников информации, налаживание контактов с возможными контрагентами.
При правильном подходе к подготовке бизнес-плана он сможет стать не только формальным документом, но и практическим руководством по реализации Вашей бизнес-идеи, которое позволит проводить своевременную оценку результативности Вашего проекта, а также корректировать Ваши первоначальные планы в процессе реализации проекта, и отслеживать влияние изменений на прибыльность проекта, его рентабельность и инвестиционную привлекательность.
Просмотров: 6612